Независимый Профсоюз «Новый Труд» (НПНТ) продолжает инспектирование в сфере платформенной занятости.
Ранее мы рассматривали:
– Условия труда на складах маркетплейсов («Wildberries», «OZON») и работу самозанятых в пунктах выдачи заказов – ПВЗ «Вайлдберриз», ПВЗ «Озон» и в мульти-ПВЗ)
– Работу в службах пешей курьерской доставки («Пешкарики», «Dostavista», «Курьерист», «Самокат», «Мегамаркет») и в службах доставки автокурьеров (“Озон”, “Магнит-доставка”,“Сбермегамаркет”, “Достависта” и “ВкусВилл”), велокурьеров (“Самокат”, “Купер” (бывший “Сбермаркет”), X5 Group (“Пятерочка” + “Перекресток”), “Ozon fresh”, “Магнит-доставка”), курьеров на электровелосипедах (“Додо Пицца”, “Самокат”, “ВкусВилл”, “Достаевский”, “Озон Фрэш”)
– Проблемы самозанятых педагогов, которые осуществляют образовательную деятельность репетиторами через разнообразные платформы (инспекция на “TutorOnline“, в «Ассоциации репетиторов Москвы» и на сервисе «Ваш Репетитор»/«Профи.ру»)
– Осуществили инспекции платформ-агрегаторов для самозанятых психологов. Проверили “Брейнбилд”, онлайн-сервисы психотерапии “ЯСНО”, “Зигмунд.онлайн”, “Мета”, “PsyChat”.
– Узнали, как работают самозанятые на вакансии “сборщик заказов”. Проверили “Мегамаркет” (“Сбермаркет”), “Ленту.Онлайн”, “ВкусВилл”, “Азбуку Вкуса” и “Перекресток”.
– Рассмотрели платформы для копирайтеров. Проверили “Адвего”,“eTXT”, “Workhard”, «text ru» и“CopyLancer” (“Копилансер”).
– Узнали, как работают платформы для самозанятых мастеров ремонта (“Ремонтник.ру” , “Поиск мастера.ру”, “Город мастеров“, «EDC SALE», “СтройкаРемонт”)
–Проанализировали, как самозанятому продавцу начать торговать на маркетплейсах “Вайлдберриз”, “Ozon”, “Купер”,“Ярмарка мастеров”, “Магнит маркет” .
В этом месяце мы расскажем о селлерах на маркетплейсах (ИП без найма персонала). Начали с “Wildberries”. Сейчас расскажем про «Ozon». Материал предоставляется в режиме монолога от инспектора, который зарегистрировался там продавцом.
«Я долго медлил, прежде чем решил зарегистрироваться на Озоне… Много было вопросов и сомнений. Но этим маркетплейсом я хотя бы сам пользуюсь, он всегда мне казался удобным. Всегда заказываю там и бытовую химию, и товары для дома, и подарки близким, иногда продукты. Подумал, что для меня функционал и интерфейс будут удобнее и привычнее.
Реклама у Озона, конечно, обширная — видеоролики часто попадаются, на ТВ они спонсируют много крупных шоу. Создается ощущение, что не нужно торгового опыта, чтобы получать доход — площадка популярна в Москве и МО уж точно… По образованию я маркетолог, хоть с торговлей лично и не сталкивался (в другой отрасли работал), но более-менее с бизнес-процессами знаком.
К началу процесса я подошёл ответственно. Курсы никакие не проходил, не особо в них верю. К тому же – мне не понятен был результат: стоимость курсов еще отбить надо, а результат не гарантирован.
Спросил у знакомых – как и что, открыл ИП. Процесс незамысловатый, останавливаться на нем подробно не буду. Регистрация тоже труда не составит – вступительного взноса нет, всё интуитивно понятно.
Вопрос – чем торговать и как правильно провести анализ рынка? Как маркетолог, я сразу начал искать сторонние сервисы аналитики для селлеров (на мой взгляд — они объективнее встроенных, не навязываю никому эту точку зрения, это мое личное мнение).
Зарегистрировавшись на одном из сервисов (бесплатный доступ на неделю), я решил примерно представить, сколько дохода мне принесет базовая пробная позиция. Для примера я решил взять товар, которого, вероятно, будет минимум возвратов и в котором я разбираюсь. В моем случае это были подшлемники/балаклавы и головные уборы (мужские, либо «унисекс» шапки). Первые нужны ввиду смены погоды для мотоциклистов, для тех, чья работа связана с улицей (те же курьеры), ну а шапки на осень нужны всем – мне они были интересны в комплектации со снудом. К тому же, шапки не подлежат цифровой маркировке «Честный знак», что значительно уменьшает хлопоты.
Система выдала мне примерный расклад по рынку – хороший товар, таким, как я его себе представляю, в розницу стоит в районе от тысячи рублей и выше.
Далее, как и многие, я поехал присматриваться в ТЦ «Москва» и на рынок «Садовод». Нашел приемлемые для меня по качеству варианты в районе 500 руб. (оптом).
Здесь сделаю оговорку: программы вроде той, в которой я получил временный бесплатный доступ, в постоянном варианте могут обойтись до 4-х-5-ти тысяч в месяц. Готовьтесь это учитывать в расходах, если пойдете похожим путем. Ну или пользуйтесь базой от Озона — там меньше параметров, но, возможно, на начальном этапе и этого будет достаточно.
Теперь про остальное. Про закупку – как уже и говорил – искал варианты, чтобы можно было поднять цену на 100%, в крайнем случае – на 150%, поскольку не совсем понимал, какие затраты мне предстоят.
По оформлению товара – сначала фоткал сам. Здесь история интересная, с элементами небольшой импровизации. В одной из точек на рынке я заметил, что один из моих поставщиков списал в утиль манкен (голова для шапок). Я попросил его продать по символической цене, мне его отдали безвозмездно. Дома я его отмыл, подрихтовал и использовал для импровизированной фотосессии. Как маркетолог я знаю, что лучше профессиональная фотосессия (на нее нужно учитывать затраты), но для начала решил обойтись по минимуму вложений.
По схемам сотрудничества:
- FBO: доставка со склада Ozon. Вы привозите товары на склад Ozon, а маркетплейс сам доставляет их до покупателей.
- FBS: доставка со склада селлера. Вы храните товар у себя. Как только получаете заказ — привозите его в пункт приёма маркетплейса, а площадка сама доставляет товар покупателю.
- realFBS: доставка силами селлера. Ozon используется только как торговая площадка. Все остальные процессы, от сборки заказа до доставки товара, берёт на себя продавец. При этом есть три варианта работы по такой схеме с доставкой, которые зависят от того, как долго товар доставляется (от месяца до 30 мин – здесь отмечу, что Озон работает с разными странами, и доставка в районе месяца из-за рубежа возможна).
Так как шапки в принципе много места не занимают, у меня возник вопрос – что выбрать? Хранить дома? На Озоне есть актуальный калькулятор, он показал мне следующее:
- По FBO за свой товар (условно за тысячу рублей розницы), в своей нише я заплачу в Озон 130 руб как вознаграждение, 13 руб за эквайринг, 118 руб за обработку и доставку. Т.е 261 руб, 26%.
- По FBS – 384 руб, 38%.
Теперь примерный расклад.
Потратил я 500 руб, цену поставил в 1000 руб — допустим, иду по FBO. Из моих 500 руб прибыли Озону я отдаю 261. Занимательная арифметика? Тогда получается, нужно ставить цену в 200%? Хорошо, шапка по изначальной стоимости за 500 руб, наценка 200% = 1500 руб. Затраты по FBO будут 360 руб, по FBS – 523 руб.
И если бы этим всё заканчивалось… Помимо фотосъемки (которая безусловно лучше, чем самопал дома), есть еще оставление карточек товаров с нужными ключами для поиска. Как маркетолог, я не работал с маркетплейсами (и их еще массово не было, когда я учился), обратился к знакомой. «Профессиональная карточка товара» стоит от 150 до 300 руб. Мне она помогла бесплатно, по дружбе, но это актуально на один пробный раз.
Далее — упаковка. Распечатывание штрихкодов. Есть нюансы – если ты «накосячил» с упаковкой – товар не примут. Еще и, как пишут, могут «вылепить» штраф. На приёмке часто очередь – это затраты по времени. Товар может где-то «застрять», если вести его на склад.
Реклама. Продавец-«ноунейм», без рейтингов и отзывов, тонет среди конкурентов. По самым средним характеристикам насчет рекламы, нужно добавить еще примерно 15 тысяч рублей на раскрутку. По моему бюджету и закупкам, со всеми потенциальными расходами, у меня останется примерно 5-7 процентов прибыли с одной единицы товара. При том, что есть еще возвраты, штрафы, добровольно-принудительные распродажи, потеря товара, порча товара на складе, односторонние изменения условий со стороны маркетплейса… А уж про количество затраченных усилий — я молчу…
В итоге мне так и не удалось до конца реализовать свой товар, микроскопическая прибыль убила весь энтузиазм. Проще вывести товар оттуда и отдать на благотворительность, чем доплачивать все «вознаграждения Озону».
Эта система выгодна крупным поставщикам — у них есть деньги на все эти доп.расходы, есть иные способы реализации продукции…Конкурировть с ним невозможно, денег на брендинг и рекламу у обычного селлера нет, как и запаса финансов. Крупная фирма-производитель вообще в более выгодных условиях в отличие от перекупщиков.
Истории про то, что этим заниматься может каждый – дома, на коленках и оставаться в плюсе – на мой взгляд – рекламный ход и поддержание имиджа/бренда. Маркетплейсы, видимо, как казино – в частных случаях кому-то может улыбнуться фортуна, но они нацелены на собственную прибыль и всегда выигрывают».
Напоминаем, что мнение инспектора предоставляется в режиме его монолога и основывается на его личном опыте!
Добавить комментарий