Источник: «Ведомости», 15 октября / Мнения
Гарантии в законах
Работа над регулированием платформ идет вроде бы интенсивная, но за ней могут забыть о правах работников
Платформенная экономика стала ключевым элементом современного мира, открывая новые способы взаимодействия между бизнесом и потребителями. Почти каждый житель России так или иначе соприкасался с платформами, заказывая через онлайн-сервисы курьерскую доставку, такси, услуги репетитора или сантехника. Но возникают и новые вызовы для этого типа экономики. Один из них – уровень социальной защиты тех, кто занят в платформенной экономике (обеспечение условий труда и всего того, что в других сферах уже давно считается нормой и гарантируется ТК).
Законопроект о платформенной занятости, который коллективно разрабатывался рабочей группой в составе депутатов, представителей правительства, цифровых платформ и ФНПР – разных сторон социального партнерства, повис в воздухе. На фоне проволочек с законопроектом о платформенной занятости активизировалось обсуждение регулирования цифровых платформ. Их немало. Отчасти это объяснимо: разработка всех документов велась кулуарно, без общественного обсуждения, ни один из них до сих пор даже не опубликован. Возникает путаница.
И хотя попытки отрегулировать отрасль продолжаются, речь в большей степени идет о взаимодействии цифровых платформ с государством и селлерами. А вопросы социальной защиты работников все равно проходят мимо.
Минэкономразвития в части платформенной экономики, судя по информации СМИ, предлагает многоаспектный отраслевой закон. При этом вопросы социальной защиты в нем по-прежнему не отрегулированы. Повторяется тезис о том, что платформы могут софинансировать программы для работников, касающиеся социального, медицинского, пенсионного страхования. То есть на сугубо добровольной основе: могут софинансировать, а могут и нет… Никаких обязательств площадки по отношению к сотрудникам проект не содержит.
Велика вероятность того, что вопросы социальных гарантий для платформенно занятых снова останутся вне сферы рассмотрения законодателей. Но в перспективе появится необходимость в отраслевом законе. В противном случае все острые социальные вопросы придется регулировать подзаконными актами. Итогом станет неуправляемая ситуация с правоприменением, в ходе которой суды завалят исками. Ведь в законопроектах, по сути, игнорируются пожелания объединений трудящихся.
Мы поддерживаем подход Минтруда, ряда бизнес-объединений и профсоюзов: распределить предлагаемые законодателями нормы между двумя законопроектами – «О платформенной экономике» и «О платформенной занятости». Не допустить противоречий и коллизий в разных нормативных правовых актах, что потребует системной синхронизированной работы над пакетом документов, а не «соревнования» законодателей.
Важно, чтобы документы дополняли друг друга и принимались единым пакетом, а не с разницей в несколько месяцев или даже лет. Кроме того, необходимо учесть пожелания не только со стороны работодателей, но и от профсоюзов. Только тогда можно рассчитывать, что все аспекты – и социальные, и коммерческие, и государственного регулирования – будут достойно представлены в нормативно-правовой базе.
Кроме того, сейчас идет полемика по поводу возможности распространения норм ТК на деятельность самозанятых и платформенно занятых. О том, можно ли права и обязанности работников платформ приравнять к правам и обязанностям работников по ТК. Мы уверены: нет, полностью нельзя. Это разные типы отношений.
У платформенной занятости особый формат регулирования. Какие-то отношения могут быть оформлены через ГПХ, договоры гражданско-правового характера. Но трудовые – только с теми, кто занят традиционно: с полной занятостью, фиксированной зарплатой, выделенным рабочим местом и коллективом. Тогда как основная масса исполнителей заказов на платформах по ТК не работает.
Отношения гражданско-правового характера должны быть урегулированы законодательно. Даже на уровне уплаты налогов работники, оформленные по ТК, и самозанятые платят по-разному. В любом случае уравнивать их было бы неграмотно и неверно.
Мы убеждены, что 10 млн платформенно занятых достойны того, чтобы на них обратили внимание. Людям необходимы элементарные социальные гарантии, к которым уже давно привыкло подавляющее большинство россиян. Это пенсии – должен быть прозрачный механизм их создания и накопления, а также понятные правила медицинского страхования.
Второй важнейший момент касается условий труда. Мы видим, что платформенные решения при всей их экономической эффективности способствуют жесточайшей эксплуатации работников. Соответственно, кто-то должен обеспечивать безопасность и защиту труда.
Необходим и механизм досудебного урегулирования споров между занятыми и платформами. Тем более что платформы – это не работодатель, а промежуточная информационная система, которая помогает заказчику найти исполнителя.
Наконец, мы требуем в любых возможных редакциях законопроектов предусмотреть участие платформенно занятых в профсоюзах. Это один из эффективных инструментов новейшего времени по защите прав людей труда. Нужны коллективные платформенные отраслевые договоры – по аналогии с трудовыми коллективными договорами.
Во всем мире платформенная занятость еще не получила полноценного нормативно-правового оформления, поэтому важно, чтобы законодатели выработали единый подход, позволяющий урегулировать новую реальность в правовом поле. Пока, к сожалению, этого сделать не удалось.
Добавить комментарий