,

Инспекция НПНТ: работа автокурьером в «Достависта»

Независимый Профсоюз «Новый Труд» (НПНТ) продолжает анонимные инспекции в сфере платформенной занятости в 2024 году.

Ранее мы проверяли условия труда на складах маркетплейсов («Wildberries»«OZON») и в службах пешей курьерской доставки («Пешкарики»«Dostavista»«Курьерист»«Самокат»«Мегамаркет»).

Далее рассматривали проблемы самозанятых педагогов, которые осуществляют образовательную деятельность репетиторами через разнообразные платформы (инспекция на “TutorOnline“, в «Ассоциации репетиторов Москвы» и на сервисе «Ваш Репетитор»/«Профи.ру»)

Затем рассказывали о работе самозанятых в пунктах выдачи заказов (ПВЗ). Мы рассмотрели работу в ПВЗ «Вайлдберриз»ПВЗ «Озон» и в мульти-ПВЗ.

Сейчас мы осуществляем инспекции в службе доставки автокурьеров. Проверили  “Озон”, “Магнит-доставку” и «Сбермегамаркет». Сегодня расскажем про «Достависту».

Материал предоставляется в режиме монолога от инспектора, который устроился туда работать сотрудником.

Для того, чтобы начать работу, нужно скачать приложение («Работа курьером в Dostavista»), процесс регистрации и проверки занимает минут десять-пятнадцать. Выбираешь формат работы (пешком, на машине, на грузовике) и примерный график (слоты от 4-х до 12-ти часов, пара заказов в неделю или доставка по району). Лучше всего иметь самозанятость. Выплаты производятся в определённые дни — в понедельник, среду и четверг.

Достависта не работает с ИП, поэтому доход у курьера в любом случае ограничен лимитом для самозанятых.

Итак, первый рабочий день. Смотрю, что есть в слотах. Указывается сумма, которую получишь за заказ, адреса (откуда забрать и куда), время за которое нужно осуществить доставку, расстояние и вес заказа. Есть заказы с выкупом, где на свои деньги покупаешь товар и с чеком доставляешь покупателю. После выбора заказа включается таймер, указывающий время, за которое нужно осуществить доставку.

Первый заказ у меня был доставить живые цветы, везти было недалеко. Наличными мне заплатили 300 рублей, из них моих было 175 (125 рублей нужно было вернуть Достависте, чтобы комиссия списывалась автоматически — нужно привязать карту). Расстояния, которые показывает приложение, не совсем корректны. Они рассчитываются меньше, чем на самом деле, иногда с разницей в два раза. Это неприятный обман для курьера.

Рентабельные заказы (по соотношению расстояние/цена) попадаются редко, поэтому какое-то время приходится просто сидеть в машине и ждать обновления слотов. Зимой ты просто сидишь и ждешь, жжешь бензин себе в минус — потому что варианты ехать куда-то в Подмосковье за двести рублей, на большое расстояние от того места, где ты находишься — тоже невыгодно. Аналогично невыгодно ехать и туда, где пробки, поскольку заказ просто не успеешь доставить вовремя. Ну и в случае Москвы — очень спорно, насколько выгодно брать заказы в центре, поскольку помимо тех же пробок, там проблемы с парковками (платить за которые тоже нужно тебе).

Иногда может повезти — заказы рядом, на соседних улицах, один за другим, но такое бывает очень редко.

Отдельная история — с клиентами. Например, заказчик ставит точку Б на 5 км ближе и пишет в комментариях точный адрес, ты ее поправляешь и оплата становится на 200 или 300 больше, но у клиента не достаточно средств на карте чтобы оплатить доставку на 200-300 дороже. Сообщаешь диспетчеру, Достависта «ставит на контроль», итог — ничего страшного, курьер переживет эту небольшую потерю, ведь заказчик — главнее.

Существует платное ожидание, с которым тоже все не так однозначно. У меня было несколько случаев, когда на ожидание ты тратишь час своего времени, получая товар, в системе все указано, а добавляют только 35 минут. И, конечно же, при жалобе опять ставят на очередной «жесткий контроль».

Еще один момент — заказы с выкупом (такие заказы чуть ли не на свой страх и риск). Например, привез 25 килограм кошачьего корма бабушке, а у нее не хватило полторы тысячи рублей до его полной суммы. Опять ставят «на жесткий контроль», но сколько ждать, пока все это разрешится — не понятно, можно уже десять раз к тому времени работу сменить.

Достависта это не курьерская служба, это платформа. В штате у них курьеров нет и ответственность ни за что они не несут. Техподдержка всегда стоит на стороне заказчика, за любое недопонимание с клиентом или диспетчером тебе просто блокируют аккаунт, даже если твоей вины никакой не было.

Комиссию платформа часто берет очень приличную. Например, заказ на доставку на автомобиле за 585р, при том, что с заказчика нужно забрать 1910 р. Километраж что-то около 15 километров. То есть я работаю за 30% от стоимости заказа, гроблю машину, трачусь на бензин, а платформа на ровном месте получает 70%.

В общем, за смену у меня выходило от 2 до 4 тысяч (как повезет). Минус бензин, еда, телефонная связь, налог, издержки и проблемы, о которых я рассказал выше и которые обещают решить, но не решают. Назвал бы эту работу лотереей — все зависит от того, насколько тебе повезет в конкретный день, в конкретном месте.

Но сама платформа при этом, на мой взгляд, является жадной и безответственной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *