,

Инспекция НПНТ: Самозанятый велокурьер (“Самокат”)

Независимый Профсоюз «Новый Труд» (НПНТ) продолжает инспектирование в сфере платформенной занятости.

Ранее мы рассматривали:

– Условия труда на складах маркетплейсов («Wildberries»«OZON») и работу самозанятых в пунктах выдачи заказов – ПВЗ «Вайлдберриз»ПВЗ «Озон» и в мульти-ПВЗ)

– Работу в службах пешей курьерской доставки («Пешкарики»«Dostavista»«Курьерист»«Самокат»«Мегамаркет») и в службах доставки автокурьеров (“Озон”“Магнит-доставка”,“Сбермегамаркет”“Достависта” и “ВкусВилл”)

– Проблемы самозанятых педагогов, которые осуществляют образовательную деятельность репетиторами через разнообразные платформы (инспекция на “TutorOnline“, в «Ассоциации репетиторов Москвы» и на сервисе «Ваш Репетитор»/«Профи.ру»)

 Осуществили инспекции платформ-агрегаторов для самозанятых психологов. Проверили “Брейнбилд”, онлайн-сервисы психотерапии “ЯСНО”“Зигмунд.онлайн”“Мета”“PsyChat”.

– Узнали, как работают самозанятые на вакансии “сборщик заказов”. Проверили “Мегамаркет” (“Сбермаркет”)“Ленту.Онлайн”“ВкусВилл”“Азбуку Вкуса” и “Перекресток”.

– Рассмотрели платформы для копирайтеров. Проверили “Адвего”,“eTXT”“Workhard”«text ru» и CopyLancer” (“Копилансер”)

– Узнали, как работают платформы для самозанятых мастеров ремонта  (“Ремонтник.ру” , “Поиск мастера.ру”“Город мастеров“, «EDC SALE», “СтройкаРемонт”)

В этом месяце расскажем о работе самозанятых велокурьеров. Начнем с “Самоката”. Материал предоставляется в режиме монолога от инспектора, который зарегистрировался там исполнителем.

Подал заявку на работу в “Самокате” через сайт. Со мной связался менеджер и провел краткое интервью в формате телефонного разговора. Мы согласовали место работы и время стажировки.

После этого мне написали в «WhatsApp», где я получил инструкцию по оформлению. Нужна оформленная самозанятость и медкнижка (у меня всё это было). Плюс – у меня был свой хороший городской велосипед. На работу берут с 18 лет.

Перед стажировкой нужно было пройти обучение – прочитать материал о том, как выполняется доставка, основные правила ПДД, правила общения с клиентами и т д. После проходишь тест с вопросами по всем блокам информации. Я скинул скриншоты о пройденном тестировании менеджеру, а на следующий день впервые приехал в даркстор недалеко от своего дома.

Даркстор — магазин закрытого типа, где хранятся товары, которые продаются в приложении. Такие магазины находятся в разных районах города. Здесь собирают заказы. Для курьеров даркстор — отправная точка доставки. Еще их называют ЦФЗ — центры формирования заказов. По сути, даркстор похож на обычный склад с продуктами и другими товарами. Для курьеров есть зона ожидания, где можно попить воды, зарядить телефон. Есть уборная. Возле дакстора обычно находится велопарковка.

Форму выдали не сразу, у меня получилось, что где-то после 40 откатанных часов . В нее вошла ветровка и футболка (летний вариант). Как я понял, сразу её выдавать компании не выгодно (а вдруг ты 4 часа откатаешь – и все, уволишься). С сумками на моем ЦФЗ тоже были большие проблемы. Новые почему-то не выдавали, а старые уже еле держатся. Нужно обязательно проверять замки, их либо вообще может не быть, либо какая-то молния попросту будет заедать.

Рабочий день начинается с того, что ты регистрируешься в журнале по прибытии и выбираешь сумку (ее номер тоже вносишь в журнал). Затем можно открывать смену в приложении. Там отображается очередь на выполнение заказа. Кстати, у нас еще стоял ноутбук в зоне ожидания, где полностью показывались все активные заказы и очередность.

Когда пришел твой черёд – подтверждаешь заказ, показывается адрес и номер бокса, который нужно убирать в термокороб. В самокатовском термокоробе три яруса, можно взять одновременно три бокса (то есть три заказа, ну либо какой-то один объёмный). Максимальный вес, который я возил – около 30 кг. В оригинале, на тяжелые заказы могут поставить совместную доставку, но на практике это будет, если там совсем-что-то объёмное, то, что утащить одному физически невозможно. За габаритные товары есть небольшая доплата.

Зон доставки две – пятнадцатиминутная и получасовая. Она назначается в соответствии с удаленностью заказчика от даркстора. Если ты довез заказ раньше, чем 15 или 30 минут, оставшееся время можно потратить на отдых.

Транспорт. Как я уже говорил, у меня был свой велосипед. Но если его нет, то выдадут из местного велопарка. По их качеству, мои коллеги мне сказали, что все зависит от самого ЦФЗ. Я работал на двух точках – на первой велики были такими, как будто на них откатывали по 24 часа в день лет так 5-6, в другом же ЦФЗ велики намного лучше – да, не новые, но очень удобные и выглядят презентабельно. А, да, чинить, как мне сказали, вы их тоже будете сами. В основном только если он пополам развалится, вот тогда его только заберут в ремонт.

О штрафах. В Самокате их действительно нет, однако каждое нарушение записывается. Три нарушения = увольнение.

Перерывы – можно взять на 15 минут, количество официально не регламентировано, но, конечно, зависит от администратора и директора ЦФЗ. У меня было так, что за 12 часов работы могли дать два официальных перерыва. Но, честно говоря, идея работать по половине суток мне не очень понравилась в целом – настолько острой нужды в деньгах не было, поэтому в среднем, по возможности, я работал с 10.00 до 15-00.

График смен и часов (как бы официально) свободный, то есть ты можешь ставить смены как тебе удобно. Но тут сразу же есть свое “НО”. Директору ЦФЗ, то бишь там, где ты сидишь и ждешь заказы, может не понравится твой график смен и тебе их либо не одобрят, либо урежут или наоборот – добавят часы.

Так что сильно на свободный график можете не рассчитывать, только если повезет с даркстором. Я, к слову, смог перевестись в соседний, где мне удалось сразу договориться на более удобное для меня расписание.

Рабочие приложения собирают статистику и определяют рейтинг курьеров. Для этого используется «таблица нагрузки» — общее количество выполненных заказов делят на часы работы и получают показатель средней нагрузки. Минимальное допустимое значение — 2,5. Если выработка ниже, то скорее всего с тобой попрощаются. При этом нужно понимать, что часто нагрузка зависит не только от активности курьера, но и от общего количества заказов. Причиной увольнения могут стать также несоблюдение ПДД, езда без шлема, невежливое общение, нарушение распорядка.

Зарплата в Самокате почасовая, самозанятые получают по умолчанию рублей на 20 больше, чем оформленные по ГПХ. Есть надбавки – как персональные, так и общие (например, за габаритные заказы, за погодные условия). В час получается в среднем около 300 руб.

Подводя итоги скажу, что в принципе подрабатывать в «Самокате» можно, но нужно учесть, что я работал в относительно нормальную погоду (не в межсезонье и не зимой) и на собственном удобном велосипеде. Подростку здесь подработать не получится, а вот студентов на каникулах подрабатывает достаточно много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *