Инспекция НПНТ: Сервисы-агрегаторы для самозанятого психолога (“ЯСНО”)

Независимый Профсоюз «Новый Труд» (НПНТ) продолжает инспектирование в сфере платформенной занятости.

Ранее мы рассматривали:

Условия труда на складах маркетплейсов («Wildberries»«OZON») и работу самозанятых в пунктах выдачи заказов – ПВЗ «Вайлдберриз»ПВЗ «Озон» и в мульти-ПВЗ

Работу в службах пешей курьерской доставки («Пешкарики»«Dostavista»«Курьерист»«Самокат»«Мегамаркет») и в службах доставки автокурьеров (“Озон”“Магнит-доставка”,“Сбермегамаркет”“Достависта” и “ВкусВилл”)

Проблемы самозанятых педагогов, которые осуществляют образовательную деятельность репетиторами через разнообразные платформы (инспекция на “TutorOnline“, в «Ассоциации репетиторов Москвы» и на сервисе «Ваш Репетитор»/«Профи.ру»)

Сейчас мы осуществляем инспекции платформ-агрегаторов для самозанятых психологов. Начали с сервиса “Брейнбилд”. Сегодня расскажем про онлайн-сервис психотерапии “ЯСНО”.

Материал предоставляется в режиме монолога от инспектора, который устроился туда работать сотрудником.

“Сервис «Ясно» является одним из самых раскрученных в сети психологических агрегаторов — они охотно и много продают рекламу разнообразным блогерам в YouTube и Telegram. Позиционируется сервис как компания, предоставляющая клиенту большой выбор психологов, которые являются проверенными, имеют опыт работы в специальности и образование. Складывается ощущение, что платформа даже несет какую-то ответственность за работу психологов (на самом деле, если внимательно прочитать оферту — нет).

Итак, чтобы попасть работать на сервис, нужно: иметь высшее образование (психологическое или смежное – педагогическое, медицинское, философское) + программу по психотерапии (образование в одном из методов) от 500 часов, опыт платного консультирования от 3-х лет (без учета студенческой практики), наличие регулярных супервизий и обязательное наличие регулярной личной психотерапии.

Сначала заполняешь на сайте очень большую анкету, с массой вопросов и практически все по делу. Можно подумать, что действительно выбирают качественно, скрупулезно. Серьезная организация с серьезным подходом к выбору специалистов.

Потом приходит ответ на электронную почту. Далее в телеграмме со мной, например, уже связался куратор. Обсудив ещë пару моментов, договорились уже о личном собеседовании онлайн.

Из отведенных 30-50 минут интервью мы уложились в 20. Дальше ожидание ответа – куратору необходимо обсудить с коллегами мою кандидатуру.

Положительный ответ лично мне пришел почти через две недели (хотя на своем сайте они предупреждают, что можно ждать и до трех недель).

Первый клиент после трудоустройства у меня появился примерно через три дня, всего за две недели появилось около пяти человек. По этическим соображениям в детали вдаваться не буду, выскажу только одно замечание. По условиям сервиса, психологам запрещено работать с клиническими случаями, при этом нужно как можно дольше удерживать клиента, не допускать дропаута (то есть резкого прекращения клиентом отношений со специалистом (психологом, психотерапевтом) в одностороннем порядке). Но клиентам никто не сообщает, что обращаться на этот сервис с серьезными расстройствами нельзя. В итоге клиенты приходят все, а психолог должен — во-первых, сам распознать психиатрию, во-вторых либо слить её себе в ущерб, либо оставить. Не думаю, что у многих начинающих специалистов есть такой опыт, чтобы онлайн удерживать клинические случаи и работать качественно.

Почему я упомянула про начинающих психологов? По требованиям сервиса ты должен потратить на обучение минимум 5-7 лет (про стоимость всего этого я молчу), при этом агрегатор предлагает работать тебе в среднем за 2 тысячи рублей. Долгое сотрудничество с компанией, изменение процентных ставок и пр. — система не очень прозрачная, а начинаешь с минимума. Разумеется, это приводит к тому, что работать на эту платформу идут или начинающие психологи, или те, кто никак не может нормально сформировать свою частную практику. Тогда возникает вопрос — почему же она у них никак не формируется? Если у специалиста естественным образом не формируется «сарафанное радио», может, вопрос в его реальной квалификации?

Соответственно, низкая цена привлекает клиентов, но приводит к тому, что специалист высокого уровня за такую сумму не пойдет работать в этот агрегатор. К тому же, есть и обратная сторона рекламы — да, популяризация сервиса привлекает клиентов, как и низкая цена, но возмещение трат платформы на рекламу тоже ложится на плечи работающих на ней специалистов, то есть получать за свой труд они априори будут меньше.

Заинтересовавшись ценообразованием, я решила посмотреть — нет ли где-то в открытом доступе объяснений на этот счет. Нашла интервью владельцев бизнеса за 2020-й год. В нем они объясняют, что высчитывали среднюю цену на рынке (пришли к сумме 2850 рублей), и решили, что специалисту можно платить 70-80%, остальное уходит на обслуживание бизнеса. Цену не меняли со старта, то есть с 2017 года. А теперь посчитайте инфляцию с 2017-го, года и представьте адекватную стоимость работы психолога в настоящий момент.

Резюмируя. Сервис популярный за счет продвинутого маркетинга, клиенты есть. Обратная сторона — антиреклама тоже есть – негативных отзывов от клиентов, которым не подошел специалист, в сети предостаточно — а т.к сервис хорошо распиарен, ожидания от него у людей завышены, поэтому негатив ярче. При этом порог вхождения на платформу достаточно высокий. Зарплата для опытного специалиста — низкая и фиксированная. Рекомендую к использованию только начинающим специалистам, которые еще не сформировали собственную обширную практику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *