19 мая 2025 года в редакции газеты «Вечерняя Москва» состоялся круглый стол, посвящённый последствиям нового закона, ужесточающего требования к автомобилям, используемым в такси. С 1 марта 2026 года к перевозке пассажиров будут допущены только автомобили, набравшие не менее 3200 баллов по шкале локализации. Закон уже вызвал широкий общественный резонанс: эксперты предупреждают о массовом уходе водителей в тень либо в другие отрасли и росте цен на поездки. В обсуждении приняли участие — Руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой, заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов, глава Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов, директор авто-мото школы «Крылатское» Александр Подгорский.
От имени профсоюза Алексей Неживой резко выступил против законодательной инициативы, предусматривающей допуск к работе в такси только автомобилей с высоким уровнем локализации. По его словам, подобные меры подрывают основы платформенной экономики, нарушают принцип доступной и гибкой занятости, и фактически выталкивают водителей с легального рынка.
«Такси в России — это не просто вид транспорта, это целая экосистема, построенная на платформенной модели. Здесь задействованы десятки тысяч самозанятых, водителей с частичной занятостью, тех, кто воспринимает такси не как профессию на всю жизнь, а как способ заработать. В этой системе есть гибкость, прозрачность, доступность. И то, что сейчас предлагается — это не развитие, а откат. Это выглядит как попытка лоббизма в интересах отдельных автопроизводителей под видом заботы о рынке. Непродуманные попытки принудительно пересадить таксистов на продукцию отечественного автопрома, мало приспособленную к интенсивной эксплуатации в режиме такси, тем более, в условиях сурового климата той же Сибири или Дальнего Востока, могут парализовать отрасль, снизить качество жизни и транспортную доступность в регионах. Сотни тысяч водителей уйдут из профессии, семьи лишатся источника дохода, а бюджет — налоговых отчислений. Мы проводили в регионах опросы водителей и пассажиров и хорошо знаем ситуацию на местах. Водители устраивают автопробеги против новых требований, оклеивают машины стикерами в знак протеста. Люди встревожены создавшейся ситуацией и очень просят доработать текст закона. Под соответствующим обращением к главе государства подписались тысячи человек. Эти подписи буквально на прошлой неделе мы передали в администрацию президента. Мы выступаем за поиск баланса между всеми участниками перевозок, включая водителей и пассажиров, а не только автопроизводителей. Людей нельзя ломать — с ними нужно советоваться».
Участники круглого стола сошлись во мнении, что закон требует доработки и срочного учёта реалий отрасли. По расчётам аналитиков, обновление парка потребует более 289 млрд рублей, а до полумиллиона водителей могут уйти из профессии. Особенно тяжело последствия скажутся на самозанятых и водителях, работающих на личных авто по гибкому графику. Профсоюз «Новый труд» продолжит добиваться пересмотра инициативы и призывает законодателей к открытому диалогу с представителями отрасл