, ,

Локализация автомобилей: вызовы и решения

21 февраля на площадке Госдумы состоялся круглый стол на тему «Отечественные автопроизводители и/или отечественные автопотребители: поиск баланса». В мероприятии приняли участие представители органов власти, автомобильной отрасли, транспортных компаний и независимых экспертных сообществ.

От Независимого профсоюза «Новый Труд» в обсуждении приняли участие Алексей Неживой, руководитель оперативного отдела профсоюза, и Алёна Лёвочкина, руководитель Аппарата профсоюза, политолог НИУ ВШЭ.

Основное внимание в ходе дискуссии было уделено ситуации вокруг возможной реализации законопроекта о локализации автомобилей такси: рискам и перспективам для отрасли и всех участников рынка. Включая самозанятых и платформеннозанятых водителей такси.

В НПНТ считают важным исключить следующие риски для этой категории таксистов при реализации законопроекта:

  • высокие финансовые затраты на обновление авто: требования по использованию исключительно отечественных автомобилей приведут к значительным расходам самозанятых водителей на их приобретение. В то же время стоимость покупки нового автомобиля не учитывается при исчислении порога дохода самозанятых, что ставит их в невыгодное финансовое положение. Необходимо разработать меры господдержки в виде льготного кредитования.
  • рост эксплуатационных расходов: по мнению экспертов, российские автомобили требуют более частого ремонта, что дополнительно увеличит расходы водителей. Для сравнения: как правило, отечественные машины требуют капремонта через 2 года эксплуатации в такси, а иномарки — через 6 лет. В сочетании с неизменным доходным лимитом для самозанятых это создаст дополнительные финансовые риски.

Игнорирование этих проблем будет способствовать негативным последствиям,в том числе:

  • уходу водителей из отрасли или в теневой сектор. Принудительная локализация может привести к отказу самозанятых таксистов от официальной деятельности. Порядка 500 тыс. таксистов либо прекратят работу, либо уйдут в тень, что противоречит целям налогового эксперимента по самозанятости по обелению доходов.
  • росту цен на поездки — на 25-40% в зависимости от региона.
  • снижению безопасности пассажиров: водители, которые работают без лицензии, не оставляют цифровых следов, в отличие от официальных перевозчиков. В случае происшествий установить личности участников поездки и маршрут будет проблематичным.

Профсоюз «Новый Труд» считает, что реализация любых инициатив по локализации такси должна сопровождаться мерами господдержки самозанятых водителей. Включая:

  • разработку механизмов субсидирования или льготного кредитования на покупку отечественных автомобилей.
  • повышение лимита дохода для самозанятых, с учетом возрастающих расходов.
  • постепенное внедрение нововведений, чтобы участники рынка могли к ним адаптироваться.

Профсоюз «Новый Труд» продолжит отстаивать интересы самозанятых водителей такси и принимать активное участие в обсуждении ключевых изменений в отрасли.