,

Международная солидарность помогает защитить платформенных работников


Независимый профсоюз «Новый труд» продолжает серию публикаций о международном опыте самоорганизации платформеннозанятых и самозанятых работников. Мы делаем это не просто для расширения кругозора, а прежде всего для детального изучения зарубежных практик – чтобы использовать их в нашей стране. Зачем наступать на чужие грабли, если можно учиться на ошибках других?

Сейчас, когда общественное внимание России привлечено к массовым протестам против нового закона о локализации такси, стоит обратиться к опыту марокканских профсоюзов.

Еще в декабре 2023 года НПНТ делился опытом работы с цифровыми платформами с марокканскими товарищами из профсоюза таксистов — старейшего в стране (основан в 1955 году) и входящего в профобъединение Union Marocaine du Travail «UMT». Встреча проходила с участием президента Союза наземного транспорта Садика Буджейры и его заместителя Абдельазиза Дауди.

Нужно отметить, что в Марокко несколько профсоюзов таксистов, и, к сожалению, в целом профсоюзное движение достаточно разрозненно. Существует несколько крупных объединений, которые даже после совместного участия в первомайской демонстрации — в День международной солидарности трудящихся — проводят митинги порознь.

Представители Независимого профсоюза «Новый труд» — председатель НПНТ Дарья Митина и член Центрального совета НПНТ Саид Гафуров 2-4 мая в Танжере (Марокко) приняли участие в очередной международной конференции сети «Остановить Третью мировую войну – Международная Инициатива за Мир». В рамках мероприятия состоялись обсуждения с представителями профсоюзов и левых политических партий, включая депутатов марокканского парламента, по вопросам регулирования цифровых платформ в такси-сфере.

В Марокко сегодня особенно остро обсуждаются регулирование цифровых платформ в такси-секторе и возможная реформа всей отрасли. Тут, наверное, стоит напомнить о стремлении российской компании Яндекс (Yango) с ее огромным опытом зайти на марокканский рынок такси в качестве платформы — интегратора заказов.

И профсоюзы таксистов, и власти Марокко активно изучают преимущества работы с электронными платформами — агрегаторами. «Юридический вакуум», в котором функционируют в Марокко цифровые сервисы, не может остановить прогресс в этой сфере. Заказы через платформы уже стали неотъемлемой частью системы городского транспорта. Ведётся работа над разработкой законодательной базы, которая позволит легализовать деятельность таких сервисов и обеспечить гражданам безопасный выбор транспортных услуг.

Пока же местные СМИ сообщают о «войне таксистов» — конфликте между традиционными перевозчиками и цифровыми сервисами (вплоть до нападений таксистов на автомобили, работающие через мобильные приложения, и последующих задержаний виновных полицией).

Марокканцам интересно изучать российский опыт цифровизации, в котором наша страна обогнала другие страны мира. Влиятельные профсоюзы таксистов Марокко настроены вполне конструктивно и участвуют в разработке нового законодательства о такси. Их цель — создание «четкого правового регулирования для этого быстроразвивающегося сектора». Пока же основным документом, регулирующим сектор пассажирских перевозок в Марокко, остаётся Указ 1963 года, а цифровые платформы по заказу такси (InDrive, Yango, Careem) действуют в «серой зоне». Разумеется, необходимость перемен там не просто назрела, а перезрела.

Развитие цифровых платформ в России и Марокко шло в разных условиях. В нашей стране агрегаторы появились, когда этот сектор был разрознен: людей перевозили нелицензированные «бомбилы», и платформы играли важную роль в «цивилизации» пассажирских перевозок. В Марокко же напротив — к моменту появления сервисов интернет-заказов уже существовали мощные профсоюзы таксистов.

Лицензии на такси в Марокко бывают 2 видов: petit taxis («маленькие такси»), которые имеют право перевозить пассажиров только в черте города по счётчику, и grand taxis («большие такси»), осуществляющие междугородные перевозки. Водители разных типов такси объединены в разные профсоюзы.

Анализ марокканского опыта особенно ярко выявляет недостатки российского законопроекта о локализации такси, противоречащего интересам как водителей, так и пассажиров. «Маленькие такси» представлены разнообразным автопарком — Дачиа, Рено, СЕАТ, Фиат. Они делают свою работу, а контроль со стороны профсоюзов таксистов гарантирует безопасность, высокое качество услуг и не позволяет повышать цены (тем более, что поездки оплачиваются по счетчику, установленному в каждой машине).

Принятие законопроекта о локализации в России, в отличие от марокканской модели, неизбежно приведет к росту цен для пассажиров, уходу водителей из отрасли и превращению такси из доступного транспорта в элитарную услугу.

НПНТ, как профсоюзу, полезно и интересно изучать опыт марокканских коллег: как они наращивают свое влияние в масштабах страны и организуют работу, какие рычаги воздействия на государство и частных работодателей используют. Так, МВД Марокко уже обещает выработать и принять решения, позволяющие официально узаконить работу цифровых приложений.

Делегация НПНТ приняла участие в организованной марокканскими профсоюзами первомайской демонстрации в городе Танжере, где собрались десятки тысяч человек (там «маленькие такси» — зеленого цвета, в Рабате — синего, в Касабланке — красного). В ходе переговоров с марокканскими коллегами стороны пришли к консенсусу о необходимости солидарных действий при нарушениях трудовых прав. Особое внимание было уделено вызовам платформенной экономики и особенностям работы агрегаторов в России, Марокко и других странах.

Цель-то у нас одна — гарантировать каждому водителю такси правовую защищённость и чувство безопасности в условиях быстрого развития цифровых платформ — как через законодательное регулирование, так и посредством механизмов профессионального самоуправления.