
Независимый профсоюз «Новый труд» продолжает рассказывать об обсуждении проблематики достойного труда в цифровой экономике на 113-ой сессии Международной организации труда (МОТ). Важной темой обсуждения на 113-ой Международной конференции труда (МКТ) стала деятельность по регулированию посредников в цифровой экономике. Вопрос был сформулирован достаточно четко: нужно ли вообще включать положение о регулировании посредников.
Итоговый текст, который предположительно войдет в новую Конвенцию или Резолюцию МОТ представляет собой баланс между необходимостью регулирования и гибкостью для государств-членов. Окончательный текст предлагаемой конвенции будет прямо предусматривать прямое регулирование посредников. «В тех случаях, когда использование посредников разрешено, Члены (МОТ) должны определить и распределить соответствующие обязанности цифровых трудовых платформ и посредников для обеспечения соблюдения положений конвенции».
Итоговая формулировка стала результатом компромисса между различными позициями. Сторонники строгого регулирования (профсоюзы и организации работников, правительства Камбоджи и Колумбии) настаивали на явном указании обязанностей посредников, включая конкретные области (охрана труда, зарплата), и механизмов для предотвращения злоупотреблений. Сводный ответ работников настаивает, что должно предусматриваться, что «посредники никогда не должны использоваться цифровыми трудовыми платформами для уклонения от своих обязательств по конвенции. Это положение должно ссылаться на необходимость внедрения соответствующих механизмов для борьбы с такими злоупотреблениями, включая использование систем совместной и индивидуальной ответственности, и должно ясно указывать, что работники, сотрудничающие с посредником, имеют тот же уровень защиты, что и работники, нанимаемые непосредственно цифровой трудовой платформой».
Зная особенности политических режимов в некоторых постсоветских странах, мы в НПНТ не сильно удивились, что правительство Эстонии возражало, считая первоначальный текст излишне детализированным и ограничивающим для государств-членов МОТ. Ну, такие вот люди захватили власть в Таллине после распада СССР и именно так они относятся к трудящимся, гордо выступая в одиночестве против любых попыток улучшить положение трудящихся за счет спекулянтов.
Организации Работодателей естественным образом тоже полностью отвергали саму идею регулирования посредников в рамках акта, считая ее выходящей за пределы положений новой Конвенции. Работодатели полагают, что «расширение сферы применения акта для охвата посредников может вызвать путаницу и создать неопределенность, учитывая разнообразие субъектов и моделей, которые будут охвачены. Все посредники значительно отличаются друг от друга в своем взаимодействии и в своих отношениях с компаниями, управляющими платформами, и работниками цифровых платформ».
В свою очередь, Международное бюро труда (МБТ) предложило компромиссную редакцию, которая, сохраняя суть, то есть, обязанность стран-членов МОТ определять и распределять ответственность между платформами и посредниками вместо конкретного перечня областей (охрана труда или вознаграждение), использовало отсылку к «обеспечению соблюдения положений конвенции». Это означает, что как только в самой конвенции будут закреплены основные права и принципы, они автоматически распространятся и на отношения с участием посредников.
Видимо, это дает государствам больше свободы в выборе механизмов реализации, так как формулировка «определить и распределить соответствующие обязанности» по смыслу направлена на то, чтобы предотвратить уклонение от ответственности, на чем настаивали Колумбия, считавшая, что «платформы не должны использовать посредников каким-либо образом для уклонения от своих обязательств», и представители работников.
Как результат, предстоящий акт будет содержать положение о регулировании посредников, однако итоговая формулировка будет не такой детализированной, как в первоначальном предложении. Она будет более гибкой, отсылая к общим положениям конвенции, что является попыткой найти баланс между необходимостью обеспечить защиту работников и предоставить странам-членам МОТ свободу в выборе путей реализации этих гарантий в рамках национальных правовых систем.
Любопытно, что правительство Катара с его очень специфической ситуацией на рынке труда, где подавляющее большинство работников являются мигрантами, заявило, что «посредники играют важную роль в работе платформ и должны соответствующим образом регулироваться», а правительство Сингапура подчеркнуло, что. «работники платформ, работающие на посредника по договору субподряда, должны иметь те же виды защиты и прав, что и другие работники, работающие напрямую на цифровой трудовой платформе».
Незначимый профсоюз «Новый труд» продолжит обсуждение тем 113-ой Международной конференции труда, поскольку, как мы много раз подчеркивали, международный опыт важен и не нужно «наступать на чужие грабли».




