
Саид Гафуров, Руководитель аналитического отдела НПНТ:
Независимый профсоюз «Новый труд» продолжает рассказ о прошедшей в Женеве 113-ой Международной конференции труда. В докладе «Инновационные подходы к борьбе с неформальной экономикой, содействие переходу к формальной экономике и продвижение достойного труда» на 113-ой сессии Международной организации труда (МОТ) рассматриваются и «движущие силы неформальной экономики».
Причины существования неформальной экономики разнообразны и взаимосвязаны и выходят за рамки различных аспектов чисто трудовой сферы. Их важность сильно варьируется в зависимости от страны, категории работников, типа экономической единицы и сектора деятельности. Эти причины могут проявляться в разных отраслях, быть связаны с разными аспектами неформальной экономики или характерны для определенных групп работников или типов экономических единиц.
Высокий уровень бедности и социального неравенства может иметь серьезные последствия для интеграции работников и предприятий в формальный сектор экономики. Недостаточность, нерегулярность и непредсказуемость доходов приводят к отсутствию стабильного финансового обеспечения, что вынуждает индивидов и хозяйствующие субъекты принимать краткосрочные меры вместо реализации долгосрочных стратегий.
Недостаток капитала или его полное отсутствие, что часто указывает на низкую производительность, мешают экономическим единицам поддерживать стабильность и покрывать расходы, связанные с работой в формальном секторе.
Неформальная занятость усугубляет неравенство, но и сама является его следствием. Многие люди сталкиваются с ограничениями из-за неравенства: они не могут реализовать свой потенциал и вынуждены искать работу в неформальном секторе.
Экономика, не способная создавать достаточно рабочих мест и возможностей для бизнеса в формальном секторе, особенно через структурные реформы и инклюзивный, включающий все категории потенциальных работников рост, вынуждает людей искать работу в неформальной сфере. Это происходит не по их выбору, а из-за отсутствия перспектив в официальной экономике и других источников дохода.
Широкое распространение секторов и форм трудовой деятельности, которые характеризуются повышенной уязвимостью к риску неформальной занятости, часто обуславливает высокий уровень неформальной занятости на национальном уровне. В государствах с развитым аграрным сектором отмечается повышенный уровень занятости в неформальной экономике.
Работники, имеющие статус самозанятости, временной занятости или работающие по трудовым договорам, в значительной степени подверженным рискам неформальной занятости, при их существенной доле в общем числе занятых на национальном, отраслевом уровне или в рамках конкретных профессиональных групп, оказывают влияние на характер и уровень распространения неформальной занятости в целом.
Слабые государственные институты, а также неэффективные национальные системы регулирования, включая законы и нормативные акты, которые дискриминируют определенные группы работников или типы экономических субъектов, неизбежно способствуют росту неформальной занятости.
В условиях же наличия правовой базы, недостаточная эффективность механизмов правоприменения, включая инспекционные органы, функционирующие в условиях ограниченного ресурсного обеспечения, недостаточных технических возможностей и узкого охвата, может приводить к снижению уровня соблюдения законодательства и способствует дальнейшему распространению неформальной занятости.
Сложные нормы регулирования и налогообложения, высокие издержки и бюрократические процедуры регистрации создают серьезные барьеры для перехода к формальной экономике. Особенно трудно это для микро- и малых предприятий, а также для семей, нанимающих домашнюю прислугу. Такой бизнес, да и домохозяйства вообще ограничены в финансовых, административных и кадровых ресурсах. Вследствие недостаточного уровня или несоответствия государственным услугам и процедурам закупок, микро- и малые предприятия, функционирующие в неформальном секторе экономики, зачастую оказываются исключенными из этих процедур и не имеют доступа к ключевым государственным услугам поддержки.
Отсутствие прозрачности и подотчетности государственных институтов, часто связанное с неэффективными институтами государственного управления и, в некоторых случаях, коррупцией, не только приводит к снижению эффективности и неудовлетворительному предоставлению услуг, но и подрывает доверие к формальным системам.
Неформальная занятость сильно зависит от взаимодействия между институтами и людьми, в котором важную роль играют взаимные обязательства между гражданами и государством.
Дефицит институциональной координации межотраслевой политики на различных уровнях государственного регулирования приводит к её фрагментарному и непоследовательной реализации, что усугубляет эффективность устранения взаимосвязанных движущих сил неформальной экономики.
Ограниченная производительность неформальных экономических субъектов препятствует их способности поддерживать экономическую устойчивость, покрывать затраты, связанные с переходом к формальной экономической деятельности, обеспечивать конкурентоспособность на формальных рынках и генерировать формальную и производительную занятость.
В первую очередь это касается микро- и малых предприятий, а также значительного числа самозанятых лиц, которые зачастую оказываются в условиях низкой производительности. Ограниченный доступ к таким критически важным ресурсам, как земельные участки, кредитное финансирование, технологические инновации и рыночные возможности, существенно ограничивает инвестиционный потенциал, возможности расширения и выхода из неформального сектора для микро- и малых предприятий и самозанятых. Эти трудности усиливаются из-за отсутствия прав собственности и четких правил использования производственных активов. В некоторых случаях даже основные документы, такие как свидетельство о рождении, отсутствуют.
Дискриминация — мощный фактор, который движет неформальной экономикой. Особенно страдают женщины, молодежь, мигранты, пожилые люди, коренные малочисленные народы, люди с ограниченными возможностями и домашние работники. Доступ этих групп к образованию, возможностям получения профессиональных навыков, формальным рабочим местам и социальной защите, а также их способность выражать свои взгляды и защищать свои права часто ограничены системными барьерами. Социальные и культурные нормы еще больше ограничивают их участие в формальной экономике. Женщины часто выполняют неоплачиваемую работу по дому. Расовая или этническая дискриминация ограничивает возможности людей в выборе профессий или занятости в определенных секторах.
Недостаток переговорной силы и отсутствие доступа к социальному диалогу для субъектов неформальной экономической деятельности представляют собой угрозу для результативности мер государственной политики, направленных на снижение уровня неформальной занятости и стимулирование перехода работников и экономических субъектов в формальный сектор экономики.
Несомненно, не все эти глобальные аспекты применимы в текущей ситуации в России, но многие их факторы должны быть тщательно изучены, проанализированы и применяться в нашей стране, а Независимый профсоюз «Новый труд» продолжит рассказ о мировом опыте.




