
Независимый профсоюз «Новый труд» продолжает обсуждать состоявшуюся во время 113-ой сессии Международной организации труда (МОТ) дискуссию об обеспечении достойного труда в платформенной экономике. Для современной России очень важна проблема классификации платформенной занятости как трудовых или гражданско-правовых отношений.
МОТ традиционно исходит принципа приоритета фактов при классификации отношений, как трудовых в соответствии с Рекомендацией МОТ №198 2006 года о трудовом правоотношении. Принимая во внимание особенности труда на цифровых трудовых платформах или посредством них, обсуждается проблема, как страны-члены МОТ должны принимать меры для обеспечения надлежащей классификации работников цифровых платформ применительно к наличию трудовых отношений на основе.
Надлежащая классификация трудовых отношений является ключевым аспектом в борьбе с неформальной занятостью и скрытыми формами трудовых отношений. В условиях цифровизации экономики, проблема выявления и регулирования неформальных трудовых отношений приобретает особую актуальность, поскольку они могут подрывать права работников, негативно сказываться на социальной защите и существенно искажать статистические данные. Организации работников (и профсоюзы), подчеркивают, что неправильная классификация статуса занятости подвергает работников в платформенной экономике финансовым и социальным рискам, а также рискам отсутствия доступа к труду и социальной защите, включая право на свободу объединения и на ведение коллективных переговоров.
Эффективная классификация трудовых отношений позволяет не только идентифицировать формальные и неформальные аспекты занятости, но и разрабатывать целенаправленные меры по их регулированию. Это включает в себя как правовые механизмы, так и институциональные реформы, направленные на обеспечение прозрачности и легитимности трудовых отношений.
В контексте борьбы с неформальной занятостью, важным аспектом является анализ и систематизация различных форм трудовых отношений, включая аутсорсинг, фриланс, временные контракты и другие гибридные модели. По мнению правительства Италии, принцип приоритета фактов особенно актуален в случае работы на платформах, где договорные условия зачастую определяются одной из сторон в одностороннем порядке.
В результате обсуждения Международное бюро труда (МБТ) предлагает изменить формулировку таким образом, чтобы она стала более четкой, и привести ее в соответствие с положениями Рекомендации №198, указав на «факты, касающиеся выполнения работы и вознаграждения», а не на «принцип приоритета фактов»: «Каждый Член должен принимать меры для обеспечения правильной классификации работников цифровых платформ с точки зрения наличия трудовых отношений, руководствуясь в первую очередь фактами, касающимися выполнения работы и вознаграждения работника цифровой платформы, принимая во внимание Рекомендацию 2006 года о трудовом правоотношении (198) и учитывая особенности работы через цифровые трудовые платформы».
С другой стороны, меры, принимаемые членами МОТ по вопросу определения наличия трудовых отношений, не должны препятствовать подлинным гражданским или коммерческим отношениям (термин «гражданские и коммерческие отношения» относится к лицам, которые предлагают свой труд или услуги независимо и за согласованную плату в рамках гражданско-правовых или коммерческих отношений, а не в рамках трудовых отношений) и при этом обеспечивать, чтобы работники цифровых платформ, состоящие в трудовых отношениях, пользовались защитой, на которую они имеют право. По мнению профсоюзов, в новой Конвенции или Резолюции также необходимо сосредоточиться на необходимости уделять больше внимания недопущению дискриминации в сфере занятости по признаку статуса занятости в соответствии с Конвенцией МОТ №111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий.
Мир меняется очень быстро особенно в сфере цифровых платформ, и важным становится регулярно пересматривать соответствующие законы и нормативные акты через определенные интервалы времени и при необходимости уточнять и адаптировать их сферу действия, с тем чтобы обеспечивать надлежащую классификацию работников цифровых платформ применительно к наличию трудовых отношений в меняющейся сфере труда.
В условиях цифровизации труда возникает ряд сложных вопросов, связанных с определением статуса работников, взаимодействующих с платформами, и их прав и обязанностей, что делает целесообразным периодическое проведение мониторинга и анализа существующих нормативных актов с целью выявления их соответствия современным требованиям и вызовам. Регулярное обновление законодательной базы в сфере цифровых платформ является важным элементом обеспечения эффективного регулирования трудовых отношений в условиях технологического прогресса и значимых социальных подвижек в сфере труда. Это позволяет не только адекватно реагировать на изменения в сфере труда, но и способствовать развитию инновационных форм занятости, повышая уровень социальной защищенности работников и стимулируя экономический рост. С другой стороны, например, правительство Южной Кореи, считает, что процесс пересмотра и внесения поправок в законодательство может оказаться негибким и чрезмерно формальным и может привести к тому, что ответы на потребности работников платформ станут процедурными и не будут отвечать реальным потребностям.
Независимый профсоюз «Новый труд» продолжит анализ обсуждения на 113-ой Международной конференции труда вопросов обеспечения достойного труда в платформенной экономике, международный опыт в этой сфере критически важен для будущего платформенной экономики России.




