Обзор профессии: Самозанятый верстальщик

Петербурженка Марина занимается созданием макетов для печати почти тридцать лет и застала времена, когда на рынке было много мощных книжных и газетно-журнальных издательства. Верстальщики в ту пору гораздо чаще, чем сейчас, являлись штатными единицами, но сторонние заказы брали всегда.

Затем многое изменилось. Книжный рынок вошел в затяжной кризис, а про газеты и журналы даже говорить нечего — с этим сегментом все совсем печально. Графический дизайн и верстка, конечно, оставались востребованы. Но развитие диджитал-индустрии (экранные изображения — в социальных сетях, маркетплейсах, на сайтах и пр.) смешало представление о возможностях разных носителей и технологиях. Причем, смешало и у клиентов, и подрядчиков.

«Я, конечно, для интернета тоже верстать могу, но это, если честно, совсем другая специализация», — поясняет Марина. Ее основная задача — не просто создать красивую картинку, а подготовить файл для печати с учетом требований конкретной типографии и особенностей технологии. Нужно учесть множество факторов, о которых авторы макетов для интернета даже не задумываются. Нередко Марине приходится переделывать чужие макеты — внешне симпатичные, но совершенно неподходящие для печати.

Марина оформила самозанятость, трудится дома, общается с заказчиками по телефону, через мессенджеры и по электронной почте. Среди клиентов есть и маленькие издательства, и рекламные агентства, и физические лица. Она макетирует книги, брошюры, газеты, мерч, полиграфию для мероприятий.

Много работы у Марины во время выборов — она делает макеты листовок и буклетов кандидатов в депутатов, а также плакаты для избирательных комиссий. «Это работа требует особого подхода и ”юридической настороженности”», — говорит Марина.

Ее передают «с рук на руки», рекомендуют друзьям и коллегам. С платформ (авито, VK) заказчики тоже приходят, но не так часто, а взаимодействовать с ними непросто — из-за непонимания специфики полиграфии и неготовности платить за работу столько, сколько она реально стоит.

В целом Марина довольна и характером своей занятости и своим доходом: простоев у нее практически нет, а временами заказов так много, трудно найти возможность выспаться и отдохнуть.

По наблюдению Марины, востребованность верстальщиков, знающих полиграфическое производство, снова растет. Все больше заказчиков начинает понимать, что для подготовки макета к печати требуются особые знания. Такое понимание растет также и у дизайнеров без опыта в полиграфии, которые стали обращаться за помощью в доработке макета. Важный показатель — рост числа курсов по допечатной подготовке.

Еще недавно казалось, что очевидная слабость издательского бизнеса и мода с переходом на «цифру» убьет профессию. Но этого не произошло. Как оказалось, не всегда, и не везде «цифра» уместна, так что у полиграфии остается своя ниша. А, значит, ниша на рынке труда есть и у специалистов по графическому дизайну и верстке в полиграфии.

Подготовлено Санкт-Петербургским отделением профсоюза «Новый Труд»