Очевидно, что создание нормативно-правовой базы платформенной экономики зашло в тупик и хаотизируется. Законопроект «О платформенной занятости», подготовленный рабочей группой — представителями всех сторон социального партнерства, повис в воздухе, его судьба пока непонятна.
На фоне проволочек с законопроектом о платформенной занятости, различные субъекты законодательной инициативы пытаются «пропихнуть» свои варианты решения проблемы. Например,уже есть несколько версий законопроекта о маркетплейсах — попытки отрегулировать отношения между платформами и продавцами (в большей степени). Однако они практически не затрагивают интересов большинства субъектов платформенной экономики. Есть законопроект, выдвинутый Министерством экономического развития под обобщающим названием «О платформенной экономике». Название у него максимально широкое, но сам закон — очень фрагментарный, сумбурный, отличающийся неполнотой.
В этих условиях Независимому профсоюзу «Новый труд» близка позиция зампреда «Деловой России», замруководителя Наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Антона Данилова-Данильяна. Он предлагает разнести нормативно-правовую базу платформенной экономики по нескольким законопроектам, которые желательно рассматривать пакетом одновременно. Это поможет не терять контекст и не раздергивать по разным законам отдельные нормативы. Данилов-Данильян считает, что закон «О платформенной занятости» должен быть принят отдельно — как регулирующий отношения, которые нельзя назвать трудовыми. Но они, тем не менее, возникают в процессе платформенной занятости, их нужно описать.
Мы согласны с Даниловым-Данильяном и в том, что это особый тип занятости, требующий отдельного регулирования. С другой стороны, много нормативов могут попасть в виде поправок в закон о торговле, закон о рекламе, закон о занятости, закон о профсоюзах и закон о рекламе. Видимо, имеет смысл отдельно регулировать и маркетплейсы. Это может быть отдельная глава или параграфы закона «О платформенной экономике». Однако совершенно недопустимо, чтобы весь спектр социальных отношений, возникающий в процессе платформенной экономики, был выпущен из виду законодателями.
Мы поддерживаем позицию той части бизнеса, которую формулирует Данилов –Данильян. Речь о том, чтобы законы шли пакетом, были всеобъемлющими и, конечно, чтобы закон «О платформенной занятости» вновь был актуализирован и внесён в повестку дня. Тем более, есть два поручения — президента Владимира Путина и правительства. Документ должны были внести ещё в прошлом году, но не сделали этого по ряду субъективных причин. Все наработки нужно актуализировать, а значит — вернуться к законопроекту.
Мы настаиваем, чтобы к обсуждению подключались не только организации, объединённые в Федерацию независимых профсоюзов России, но и реально независимые объединения трудящихся, которых много. Есть целый ряд профсоюзов работников платформенной экономики, платформеннозанятых, самозанятых и так далее. И это отнюдь не только ФНПР.
Нам кажется, что кулуарный характер подготовки законопроекта в конечном итоге сыграл с ним злую шутку. Если бы процесс обсуждения был гласным, всесторонним, с привлечением всех заинтересованных сторон, тогда не было бы той нормативно-правовой «лакуны», которую мы сейчас имеем. А что-то с ней делать, безусловно, нужно.
Нам кажется, что подход, высказанный Антоном Даниловым-Данильяном, — наиболее взвешенный и разумный
Добавить комментарий