Работа на себя в Москве: преимущества самозанятости и популярные платформы

Анна Байкова, руководитель Московского отделения Независимого профсоюза «Новый труд»:

Самозанятость – возможность работать на себя без лишних хлопот в виде классической бухгалтерии, найма сотрудников, сдачи громоздких отчетов. При этом налог – всего в 4-6% (зависит от того, работаешь ли ты с физлицами или являешься ИП). Это шанс попробовать свои силы в качестве предпринимателя, когда нет капитала для масштабного дела и большого жизненного опыта, но есть желание двигаться в сторону работы на себя, сделать первый шаг к своему делу.

Фрилансер – популярный работник цифровых платформ, но не синоним самозанятости. Он может работать в статусе самозанятого, индивидуального предпринимателя или просто в качестве физлица для подработки. Ключевое – сделать работу в режиме онлайн, удаленно и без вхождения в штат заказчика.

Москва, если говорить о платформенной занятости, примечательна тем, что является лидером по числу самозанятых. В столице их — 1,9 млн из общего числа в 12 млн по стране. Кроме того, в 2024 году московский регион признан молодежной столицей России: в городе живет 3,2 млн молодых людей возрастом от 14 до 35 лет, что составляет около четверти от числа всех москвичей. По соцопросам, более трети (36%) представителей молодежи хотят заниматься любимым делом и быть бизнесменами, а 40% считают предпринимательство главным инструментом самореализации. Отмечу также, что столица формирует 2/3 креативной экономики России. Это почти 1,4 млн горожан. Не все из них работают в статусе самозанятых. Есть трудящиеся в найме, ИП, владельцы более крупного бизнеса, но это демонстрирует приоритеты и стремления горожан. И наконец — на столицу приходится около 70% объема выручки ИТ-индустрии, что делает перспективной отрасль цифровизации и для самозанятых.

Учитывая эти особенности, в 2025 году актуальными для самозанятых и фрилансеров могут быть такие платформы как: «FL ru», «Freelance ru», «FreelanceJob ru», «Адвего», «Weblancer net», «eTXT». Это витрины услуг, в первую очередь, для представителей креативных и ИТ-индустрий – копирайтеров, веб-дизайнеров, программистов, маркетологов, SMM и т.п. Более широкий выбор сфер и направлений — на «Авито», «Юла», «YouDo», Профи.ру, «WORK24», «Deladom», «Kwork», «Наймикс», «Jam Работа», «Wowworks», «GigWork», «Ventra Go». Платформы актуальны для юристов, экономистов, психологов, парикмахеров, репетиторов, строителей, клинеров и т.п. Есть и специализированные сервисы. Для психологов это: «Брейнбилд», онлайн-сервисы психотерапии «ЯСНО», «Зигмунд.онлайн», «Мета», «PsyChat». Для строителей: «Ремонтник.ру», «Поиск мастера.ру», «Город мастеров», «EDC SALE», «СтройкаРемонт».

Для успеха мало зарегистрироваться на платформах, хоть в начале и важно заявить о себе везде, где можно. Однако имеет большое значение самоорганизация, самодисциплина, грамотное планирование. Нужно взглянуть на себя со стороны, постараться выделить сильные и слабые стороны, чтобы лучше понять, какие услуги сможешь оказывать качественно.

Новичкам рекомендуется начать с мелких работ, наращивать положительные отзывы. Необязательно сразу тратиться на платные подписки. На первых порах нужно четко осознавать, что пойдет на налоги, а что будет чистой прибылью, на которую ты будешь жить или отдавать часть на развитие дела (покупка расходников, ручек, оплата интернета и т.д.). С укреплением авторитета можно кооперироваться с другими фрилансерами и вместе выполнять большие заказы.