В большинстве европейских стран и во многих азиатских, африканских и латиноамериканских государствах профсоюзы таксистов играют исключительно важную роль в организации и самоорганизации как такси, так и общественного транспорта в целом. При этом развитие службы такси шло разными путями, приводило к разному положению дел, но неизбежно включало в себя профсоюзы, как организационный механизм. Например, цены на такси в регионах Греции сопоставимы с ценами в России, а в расположенной рядом Италии такси дороже российского в разы.
К сожалению, Закон о такси № 580-ФЗ не включает в себя роль профсоюзов, как саморегулятора. Это один из аргументов в пользу передачи регулирования легковых перевозок субъектам Федерации.
При этом почти четверть из них до сих пор не приняли региональной нормативной базы для исполнения требований федерального закона о такси. Только в 12% регионах существуют меры господдержки малого и среднего бизнеса в этой сфере.
Есть аргументы в пользу того, чтобы закон полностью переписать, но опять же нужно быть осторожным в части того, чтобы разрывать единое нормативное и правовое поле. Например, в той же Греции есть у пользователей такси возникают проблемы при пересечении границ муниципальных образований.
Однако, как не следовало торопиться с принятием закона, так теперь не стоит торопиться с его отменой, пока не будет выстроено чёткое понимание направления и содержания изменений.
Основные проблемы – высокая стоимость страхования автомобилей такси, рост цен на поездки, обновление парков и обслуживание автомобилей такси (за четыре года новые автомобили подорожали вдвое), нехватка водителей
Возможные пути решения – создать механизмы саморегулирования через профсоюзы таксистов (причем допустить участие в них самозанятых); обязать цифровые платформы по услугам такси согласовывать свои решения с такими профсоюзами, изучив иностранный опыт; частично регулировать потолок цен для разных категорий пассажиров; отвязать выдачу разрешений на работу самозанятых в такси от региона их места жительства; уменьшить число заказов, необходимых для обязательного открытия региональных филиалов служб такси (таксист должен иметь возможность получить разрешение на работу в необходимом регионе, даже не будучи зарегистрирован в нем, а только фактически пребывая там); снизить стоимость страховки; отменить безумные решения о ежедневных путевых листах и медицинских осмотрах, обязательной покраске. Принять предложения перевозчиков и отложить до 2028 года вступление в силу закона, согласно которому водители такси должны будут оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП).
Заслуживает внимания и предложения Объединения самозанятых России о разбиении на две модели – для таксопарков, сдающих автомобили в аренду, и самозанятых российских граждан с личными автомобилями.
Отменить запреты на работу в сфере перевозок для мигрантов в тех регионах, где они уже введены, при ужесточении профессиональных требований для таксистов. Профсоюзы таксистов должны играть важную роль, например, в экзаменах на знание географии населенных пунктов для новых таксистов. Комиссия ООН по народонаселению предсказывает уже в ближайшие годы резкое обострение межстрановой конкуренции за миграционные потоки. Не нужно помогать глобальным соперникам нашей страны.
Добавить комментарий