Саид Гафуров, руководитель аналитического отдела, член Центрального совета профсоюза «Новый труд» о новом сервисном сборе в Ozon
В любом серьезном и ответственном деле, а, тем более, бизнесе важнейшим элементом является планомерность. Именно поэтому, прежде всего, серьезные опасения вызывают планы онлайн-ритейлера Ozon в одностороннем порядке ввести сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Между тем, в Законе о защите конкуренции введено понятие “сетевой эффект”, то есть свойство рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы, обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров, изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.
Ozon поясняет: “Сервисный сбор для маленьких и начинающих предпринимателей составляет всего 1 рубль в месяц. Более значимая сумма будет только у малой части пунктов — и это самые высокоприбыльные точки. После введения сбора эти пункты тоже остаются прибыльными. Более того, для таких партнеров мы сразу предложили инструменты, как снизить сбор. Жаль, если какие-то предприниматели откажутся от прибыльного бизнеса, но мы уверены, что таких будет минимум. Со своей стороны мы постоянно на связи с партнерами, их клубами и объединениями”.
Может создаться ощущение, что в Ozonе не знают, что под “дискриминационными условиями” в нашей стране понимают условия доступа на рынки “при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами”.
Стремление крупной монополии к исторически проверенному правилу “Разделяй и властвуй!” разрушает единство контрагентов – пунктов выдачи заказов, толкая владельцев каждого конкретного ПВЗ во власть олигархата, ведь сервисный сбор будет рассчитываться для каждого “партнера” индивидуально, и в Оzonе будут своей властью в одностороннем порядке устанавливать влияние плотности населения в городе, где расположен ПВЗ, средние расходы на аренду, оборот пункта и другие факторы на величину сбора. В самом деле, сегодня они в одностороннем порядке вводят сервисный сбор в 1 рубль, что помешает им ввести завтра иную ставку сбора?
О какой планомерности, о каком долгосрочном планировании инвестиций,о какой ответственности бизнеса может идти речь, если в любой момент можно ввести для “партнёрского бизнеса” новый сбор – установить новые правила, и начислять платежи?! Форбс провел опрос среди владельцев ПВЗ,согласно которому произойдет снижении уровня дохода на 30−40%.
Но для профсоюза Новый труд важнее становится даже не судьба бизнеса владельцев ПВЗ, а то, что случится с наемными занятыми – в среднем на один ПВЗ приходится 2,5 рабочего места, треть из которых, приходится на небольшие города с населением менее 50 000 человек. Но всего у Ozonа 45 тысяч ПВЗ, которыми владеют более 20 тысяч предпринимателей, однако существенно вырастет сбор, по словам представителя маркетплейса, не более 200 партнеров, и именно их сотрудники, которые часто оформлены как самозанятые или числятся платформенно занятыми, финансово пострадают, а, может быть, и будут уволены, причем это типичная платфоменная занятость важное подспорье, для пенсионеров, молодых матерей и студентов.
Занятно,что Ozon, и так входящий в тройку крупнейших рекламодателей страны, планирует потратить новые доходы от односторонне введенного, несогласованного с “партнерами” сервисного сбора, как раз, на дополнительные инвестиции в привлечение клиентов (а также обеспечение доступных цен, продвижение пунктов выдачи и другие цели). Если не забывать, что в налоговом учете затраты на рекламу и продвижение товаров относятся на себестоимость, то с неизбежностью возникает много интересных вопросов. Первые начисления на платежи по новой системе расчёта владельцы ПВЗ получат в мае 2024 года.
А пока владельцы уже сотни ПВЗ Ozon приостановили работу и грозят закрыться навсегда, некоторые владельцы обещают не выдавать заказы, которые стоят дороже 5000 рублей, что позволит снизить обороты и не попасть под сервисный сбор. Кажется, что антимонопольным органам есть, чем заняться, особенно если не забывать, что первым признаком ограничения конкуренции названо сокращение числа хозяйствующих субъектов (там дальше много еще интересного: “отказ хозяйствующих субъектов… от самостоятельных действий на… рынке”, “определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица” и т.д.).
Добавить комментарий