Инспекторы Независимого Профсоюза «Новый труд» провели серию проверок агрегаторов для самозанятых психологов.
Инспекторы на протяжении марта устраивались работать на психологические агрегаторы, чтобы выяснить условия работы.
Напомним, идея о том, что самозанятые могут стать негласными инспекторами, принадлежит профсоюзу «Новый труд». Ранее, в 2024 году, мы провели инспекции на платформах для самозанятых курьеров.
Материал будет полезен психологам и психотерапевтам, которые планируют использовать в своей работе данные маркетплейсы.
Пси-агрегаторы появились в России в 2017-2018 году, расцвет их деятельности пришелся на пандемию коронавируса. Как правило, они предлагают выбрать психолога из большого списка, основываясь на параметрах, которые предоставил клиент. Платформы занимаются рекламой психологической помощи и прочими маркетинговыми услугами, осуществляя за специалиста поиск клиентов и получая за это комиссию. Для пользователя, как правило, предоставляется удобный сервис — бесплатный каталог (или автоподбор) психолога, прикрепление карты, напоминание о консультации. Декларируется, что платформа заранее проверила компетентность и профпригодность специалистов. Так ли это на самом деле — читайте на наших ресурсах.
Сотрудничество с пси-сервисами имеет ряд плюсов и минусов. Помимо помощи в продвижении и поиска клиентов, многих привлекает возможность работать с русскоговорящими клиентами в любой точке земного шара. К минусам наши инспектора относят непрозрачную ценовую политику, высокие комиссии, низкий доход по соотношению к требованиям агрегатора и проблемы с клиентами, которые часто оказываются недостаточно мотивированными для должной психологической работы. Но условия, разумеется, зависят от конкретного пси-маркетплейса.
По результатам инспекций мы получили сравнительные характеристики, на основе которых инспектора и составили рейтинг. В процессе учитывались комфортность работы, возможность заработать, требования и особенности платформы (от 1 места до 5 места, по нисходящей)
- Мета (читать подробно)
Самым положительным моментом с точки зрения нашего инспектора является возможность самостоятельно обозначать стоимость своих услуг, исходя из опыта и образования. Ценовая политика прозрачная — комиссия заранее указывается на сайте. Порог входа высокий — анкета и документы об образовании проверяются, после чего проводится онлайн-интервью и сообщается результат. Нужно учитывать, что до первого клиента вам придется ждать около месяца, если не больше. Можно указывать как принимаете клиента (офлайн или онлайн). Нет навязчивой автоматизации подбора, клиент может выбрать вас самостоятельно из каталога. Есть возможность работы для начинающих (но с ограничениями по цене услуги). Сессии проводятся в различных мессенджерах, о первой сессии и способах оплаты можно договариваться с клиентом напрямую. - «Ясно» (читать подробно)
По мнению нашего инспектора, «Ясно» является одной из наиболее раскрученных блогерами платформ. Это работает как в плюс, увеличивая поток клиентов, так и в минус — из-за завышенных ожиданий в сети много негативных отзывов, а поток клиентов не гарантирует их мотивацию заниматься психологической работой. Важнейшим отрицательным моментом является то, что цена за прием фиксированная (психолог получает около 2 тыс руб за сессию), при этом требования к профессионалу достаточно высокие. Из полезных плюсов — бесплатные супервизионные группы, которые проводит платформа для своих специалистов. - «БрейнБилд» (читать подробно)
Для начала консультирования необходимо предоставить сервису скан диплома о высшем образовании или переподготовке (дополнительных документов, личной терапии или супервизий не нужно). Это, разумеется, увеличивает поток потенциальных психологов, но сделано это неспроста.
Одна из возможностей сервиса — купить подписку на закрытый чат в Телеграм, куда поступают заявки. Психологов больше, чем заявок, нужно весь день сидеть и мониторить сообщения, в надежде, что успеешь принять заявку на секунду раньше коллеги (который для тебя становится конкурентом). Разумеется, это — стресс. Если успел получить клиента — в дальнейшем можешь работать с ним сам, на своих условиях. Есть и другая возможность — разместить бесплатно свою анкету в базе (и затем платить 30% с консультации). Цену по услугам также выставляешь сам. Супервизии и пр. дополнительные услуги платные (кроме возможности интервизии для подписчиков чата).
- «Зигмунд.Онлайн» (читать подробно)
Достаточно высокие требования к образованию, должны быть в наличии личная терапия и супервизии. Непрозрачная оплата — сервис намеренно заранее ее скрывает. Подбор специалистов автоматизирован, что приводит к тому, что психолог и клиент оказываются в рассинхроне. «Эффективность работы» тоже вычисляет алгоритм — могут в любой момент в одностороннем порядке удалить из сервиса, при этом нельзя продолжить работу с клиентом вне платформы. За счет автоматизации, по мнению нашего инспектора, специалиста обесценивают как личность.
- «PsyChat» (читать подробно)
Низкий порог входа — нужно иметь высшее профильное образование (или переподготовку), но принимают и студентов. После одобрения заявки, участники присоединяются к группе в Телеграме, где получают заявки от клиентов. Первые 20 минут консультации бесплатны, часто ими всё и ограничивается, но психолог оплачивает отклик из своего кармана. Нашему инспектору показалось, что многие заявки делаются от ботов, чтобы вытянуть деньги со специалиста (он, в итоге, по результатам сотрудничества остался в минусе). Есть вариант, что после двух положительных отзывов тебя внесут в каталог — в этом случае нужно будет платить 50% заработка с первых трех сессий. Инспектор посчитал сервис пустой тратой времени и денег.
Посмотреть сводный анализ в виде таблицы можно ниже.
Независимый профсоюз «Новый Труд» будет продолжать подобного рода инспекции с целью постепенно сформировать объективную картину труда самозанятых и ИП в разных областях, как по условиям, которые предлагают агрегаторы, так и по необходимым действиям самих самозанятых и ИП.
Добавить комментарий