Независимый Профсоюз «Новый труд» продолжает инспектирование в сфере платформенной занятости. В конце года мы решили рассмотреть сервисы для подработки самозанятых.
Сервисы для подработки самозанятых — это платформы и приложения, которые предоставляют возможность независимым специалистам находить и выполнять краткосрочные задания или проекты для дополнительного заработка.
Работодателями на таких платформах чаще всего выступают крупные компании или индивидуальные предприниматели. Наиболее распространенные заказы относятся к сфере ритейла. Торговые сети регулярно нуждаются в продавцах-консультантах, мерчендайзерах, уборщиках или грузчиках. Многие заказчики сразу указывают, на сколько часов и в какой день им требуется сотрудник.
Приложения обычно используют геолокацию, чтобы подбирать задания, находящиеся неподалеку от места нахождения пользователя. В некоторых сервисах можно указать желаемый радиус поиска предложений. Вакансии доступны как в продуктовом ритейле, так и в других сегментах (одежда, косметика и прочие).
Доход самозанятого работника может варьироваться в зависимости от ряда факторов, таких как регион, конкретная компания-работодатель, условия работы. В среднем, на одной из самых распространенных позиций (работник торгового зала), соискатель в Москве получает около 300 руб/час. Перед новогодними праздниками, из-за нехватки персонала и увеличения спроса, ставка может возрасти.
Инспектора НПНТ в течение месяца пользовались пятью распространенными приложениями для подработки.
По результатам инспекций мы получили сравнительные характеристики, на основе которых инспектора составили рейтинг. В процессе учитывались технические характеристики приложения и его удобство, отношение к самозанятым со стороны платформы, работа техподдержки, рентабельность использования (от 1 места до 5 места по нисходящей).
Рейтинг составлен по результатам инспекций, нашими инспекторами, опираясь на собственный опыт использования приложений и работы через то или иное приложение.
- «GigWork» (прочитать инспекцию)
Инспекцию проводила самозанятая девушка, которая является специалистом в сфере профессионального клининга. Обычно она находила заказы через знакомых или интернет, в этот раз скачала приложение для проверки его актуальности.
Инспектору понравилось, что можно просмотреть предложения по работе до передачи личных данных. Документы были проверены быстро, у компании есть миссия и расписаны этические принципы. Интерфейс интуитивно понятный, для самозанятого всё бесплатно.
Предложений было много, оплата не ниже средней по рынку. Впечатления остались положительные. По мнению инспектора, приложение подходит для срочной подработки недалеко от дома, на пару часов, то есть успешно справляется со своим назначением.
- «Jam Работа» (прочитать инспекцию)
Инспектор решил найти предновогоднюю подработку ночным грузчиком через приложение «Jam Работа». Он отметил некоторые технические неполадки (приложение периодически «выбрасывало», приходилось неоднократно перезаходить по СМС), а также длительную проверку некоторых документов.
Оплата оказалась не ниже средней по рынку, было много предложений. Дополнительных комиссий нет. Из минусов — сервис не поддержал самозанятого, когда от него стали требовать переработки и начали навязывать дополнительные задачи. Однако в целом инспектор остался доволен приложением.
- «Наймикс» (прочитать инспекцию)
Девушка-студентка решила использовать сервис «Наймикс» для поиска краткосрочных подработок. Она выбрала смены в магазине косметики, поскольку не хотела оформлять медицинскую книжку, необходимую для работы с продуктами.
В её районе было не очень много заказов, поэтому удалось найти предложение только возле университета. Оплата в час получилась ниже, чем у других инспекторов, работавших с торговыми сетями. Кроме того, некоторые работодатели взимают с самозанятых дополнительную комиссию, и это был единственный сервис из пяти, где инспектор столкнулась с такими дополнительными расходами.
Инспектору понравилось, что можно заранее на месяц расписать смены. Однако её смутило то, что на телефон стал поступать спам, так как данные пользователей в системе открыты.
- «Wowworks» (прочитать инспекцию)
Инспектор по основному виду деятельности работает на заводе, но как самозанятый подрабатывает мелким бытовым ремонтом. Он выбрал для проверки приложение «Wowworks» и поделился следующими наблюдениями.
Документы, предоставляемые сервису, долго проверяются. Приложение сначала запрашивает данные и только потом показывает доступные предложения.
Сотрудничество с платформой основано на рейтинге исполнителя, который формируется путем оценок и бонусов/штрафов. Чтобы получать более выгодные и высокооплачиваемые заказы, необходимо продолжительное время заниматься мелкими и не очень выгодными работами.
Отдельно инспектор подчеркнул «бюрократизацию» процессов: длительное согласование смет, необходимость предоставления документации о выполненной работе и фотографий, всё это требует согласования с куратором. Деньги за выполненные задания поступают с большой задержкой.
Инспектор выразил неуверенность в желании продолжения сотрудничества с «Wowworks».
- «Ventra Go» (прочитать инспекцию)
На последнее место инспектора поставили платформу «Ventra Go». Её проверял молодой человек, работающий разнорабочим.
В первую очередь он отметил, что приложение технически несовершенно, и даже зарегистрироваться с первого раза не получилось. Служба поддержки работает неэффективно: операторы дают ответы невпопад и не вникают в ситуацию.
Задания часто отменяют, что делает планирование времени невозможным. Некоторые из заказчиков оперативно не подтверждают выполнение работы, что требует длительной переписки с техподдержкой для получения оплаты.
По общему впечатлению, приложение работает не так хорошо, как хотелось бы. Вопросы к качеству взаимодействия могут возникнуть на всех его этапах. В интернете достаточно негативных отзывов о Ventra Go, что заставило инспектора усомниться в объективности ряда положительных оценок (сервисы отмечают, что часть отзывов у этой компании может быть накрученной).