Представители Независимого профсоюза «Новый труд» приняли участие в заседании Дискуссионного клуба цифровых платформ. Тема обсуждения, организованного в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), – исследование «Такси в России: проблемы и возможности», которое представил союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир».
Сегодня такси входит в тройку самых популярных видов городского транспорта. Однако, по общему мнению участников мероприятия, отрасль начала превращаться в «худший пример нерыночной бюрократии». Одна из причин – закон о такси, вступивший в силу 1 сентября прошлого года. Документ ввел множество новых требований к агрегаторам и водителям – во многом, малоисполнимого характера.
Как рассказали представители «Цифрового мира», в рамках исследования было опрошено более 28 тыс.таксистов со всех регионов России. Недовольство законом о такси высказало подавляющее большинство опрошенных: свыше 76% считают, что документ не соответствует сегодняшним реалиям. Примерно 72,6% респондентов подчеркнули готовность работать без официального оформления, если не смогут выполнить требования ФЗ о такси.
По мнению представителей НПНТ, дальнейшее развитие ситуации может привести к тому, что «теневой» рынок по своим масштабам приблизится к состоянию 90-х годов. Закон возвращает формат «таксопарков времён СССР, но без государственного регулирования цен». Требования предрейсовых и послерейсовых медосмотров и техосмотров, высокие тарифы на страховку уже привели к тому, что порядка трети водителей в регионах ушли из отрасли. И эта тенденция продолжается, подчеркивают аналитики. Как итог: нехватка рабочих рук, общее повышение цены на проезд.
Ситуацию прокомментировал Алексей Неживой:
«Как представитель оперативного штаба Профсоюза «Новый труд», могу сказать, что к нам обращается множество людей. Часть из них просила проинспектировать отрасль такси. Мы выявили ряд проблем и рассказали о них в СМИ.
Во-первых, как профсоюз, защищающий права самозанятых, мы уяснили, что в данный момент работать этом статусе в такси невыгодно, приходится переходить на ИП и нести дополнительные расходы. Во-вторых, статус ИП сам по себе пугает обычных граждан, как и издержки, связанные с его оформлением. К тому же, многие рассматривают такси как подработку, чтобы просто улучшить свое финансовое положение, разобраться с кредитами и т д. Закон «О такси» ограничивает обычных наших сограждан в этом праве, не пассажиров, а тех, кто предоставляет услуги. Чтобы такси оставалось доступным видом транспорта – нужно убрать излишние ограничения в законе»
Прозвучало много вопросов к разработчикам закона. В частности, зачем в такси требуются «архаичные бумажные путевые листы и единообразная окраска»? Кто решил, что ежедневный медосмотр и техосмотр, которые «физически негде проходить», – панацея от всех рисков для пассажиров и водителей? Такие бюрократические проволочки названы причиной, из-за которой тысячи водителей на своих автомобилях могут быть “выброшены” из отрасли”
«Люди с «той стороны» – работники такси, наши с вами сограждане, не роботы. Но выполняют те условия, в которые поставлены. Например, переключают один агрегатор на другой. Чтобы «отбить» ту же аренду машины, они до сих пор вынуждены перерабатывать, а это приводит к ДТП. Возможно, поэтому такси сегодня перестает быть движущей силой российской экономики в её опережающем развитии”, – уверен член Центрального Совета НПНТ, руководитель орготдела Денис Зоммер.
Как констатировали участники заседания, закон направлен на тех, для кого такси – основная работа. Но не учитывает специфики занятости автолюбителей, которые рассматривают такси как подработку. «Белый» рынок рискует потерять порядка 70-80% таксистов, работающих сейчас через агрегаторы, но не оформленных по всем правилам.
Участники встречи представили инициативы, которые помогут откорректировать закон и «вернуть цифровые платформы такси в современность». Например, предложено применить уже имеющееся в Трудовом Кодексе понятие совместителей для индивидуальных водителей из числа ИП и самозанятых. При условии соблюдения ограничений: работать только через агрегатор и на собственных автомобилях. В этом случае водители-совместители смогут использовать автомобили любого цвета с «шашечками» и фонарём такси на крыше, не покупая спецполисы ОСАГО для водителей такси и ОСГОП. При этом необходимость прохождения медицинского и техосмотра сохраняется, но с периодичностью одного раза в год. А для усиления ответственности водителей предложено внести в КОаП и УК нормы о квалификации как отягощающем обстоятельстве причиненного ими материального ущерба при оказании услуг такси.
Определенные меры предусмотрены и для агрегаторов – от закрепления функций контроля за режимом труда совместителей до формирования компенсационного фонда для возмещения ущерба и вреда жизни и здоровью пассажиров.
По мнению участников дискуссии, эти меры позволят повысить эффективность работы платформ-агрегаторов в отрасли, сделают поездки на такси более доступными и комфортными для пассажиров.
Добавить комментарий