,

Защита работников в цифровом будущем

«Ведомости», 09.12.2024

Закону о платформенной экономике не хватает положений о защите труда

Дарья Митина , председатель профсоюза «Новый труд»

Распространение цифровых платформ и маркетплейсов колоссальным образом меняет как глобальную, так и национальную экономику. Особенно существенны и чувствительны эти изменения для людей труда: цифровые платформы-посредники кардинально меняют суть трудовых отношений. Работники, зарегистрированные на большинстве платформ, числятся независимыми подрядчиками и часто действуют достаточно автономно. Работодателям не нужно инвестировать в производственные помещения, обеспечивать людей инструментами, сырьевыми материалами и комплектующими при подрядных работах. При этом дистанционную работу нанятых через платформы можно сделать прозрачной, установив – и это встречается в мировой практике – электронный надзор за работниками. Большинство таких работников находятся в условиях скрытых трудовых отношений или вообще отсутствия таковых, а значит, вне действия норм Трудового кодекса – для них нет максимальной продолжительности рабочего времени, минимального размера оплаты труда или обязательств по его охране.

Деятельность платформенно занятых – работников пунктов выдачи заказов (ПВЗ), водителей, других исполнителей, самозанятых – носит с точки зрения Трудового кодекса некоторый «неформальный характер». Но эта деятельность остается трудом. У «неформальных работников» нет общего места работы, которое могло бы стать ядром для объединения трудящихся и защиты их прав. Платформа не является непосредственным работодателем, с которым можно вести коллективные переговоры, а у работников нет достаточной переговорной силы для защиты своих интересов от союза капитала и непреклонных посредников – цифровых платформ. Некоторые из платформ глобальны, специализируются на услугах, которые можно оказывать дистанционно в любой точке мира (например, редактирование, графический дизайн), другие обслуживают отдельные местности или оказывают услуги, требующие физического присутствия (доставка пищи, уборка помещений, услуги такси, фотографирование).

Между тем не только в России, но и в Европе, США работа в экономике платформ, даже если это основной источник дохода, не гарантирует прожиточного минимума. Нет оплачиваемого отпуска, пенсионного, страхового или медицинского обеспечения, нормальной продолжительности рабочего времени или стабильной зарплаты.

В России платформенная экономика развивается точно так же, как и во всем глобальном мире, и до сих пор находится в правовом вакууме. Ее нормативно-правовая база сегодня лишь в начальной стадии формирования. Законопроект о платформенной занятости, который коллективно разрабатывался рабочей группой в составе депутатов, представителей правительства, цифровых платформ и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) с учетом мнения всех сторон социального партнерства, повис в воздухе. Сегодня в качестве базового обсуждается законопроект, представленный Минэкономразвития, с обобщающим наименованием «О платформенной экономике». Очевидно, представители объединений трудящихся не принимали участия в его подготовке – он написан с позиций владельцев цифровых платформ. Те робкие положения о социальной защите многомиллионной армии работников платформенной экономики, которые содержались в изначальном проекте закона, существенно сократились в новой версии, предложенной Минэкономразвития.

А в части интересов людей труда вместо «платформеннозанятых» вводится понятие «партнер посреднической цифровой платформы» – «юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Предполагается, что в соглашение между оператором посреднической цифровой платформы (маркетплейса) и продавцами, исполнителями или владельцами ПВЗ вообще не войдут положения о защите прав трудящихся, хотя там предусмотрены, к примеру, сведения об обязательном и добровольном подтверждении соответствия продукции, ее маркировке, наличии лицензий, сертификатов.

Торговую компанию, которая нарушит требования к размещению предложений о продаже товаров, предполагается штрафовать, но за нарушение основополагающих прав людей труда никаких санкций не предусмотрено – это гражданско-правовой, а не трудовой договор.

В числе законопроектов-спутников, сопровождающих документ, предложены поправки в Кодекс об административных правонарушениях о введении штрафов за нарушение будущего закона о платформенной экономике, написанные, судя по их содержанию, с учетом интересов исключительно больших цифровых платформ. Так, проект предусматривает, что для маркетплейсов размер штрафов составит от 20 000 до 2 млн руб., для продавцов (партнеров, осуществляющих торговую деятельность) – от 10 000 до 500 000 руб. Чтобы стимулировать субъекты платформенных отношений активно устранять нарушения, устанавливается градация санкций: первичное нарушение обойдется дешевле, нежели повторное. А вот другой градации – в зависимости от статуса, масштаба платформенного бизнеса, оборотов цифровых площадок и продавцов – поправками не предусмотрено.

Размеры штрафов определены одинаковые что для Wildberries и ОZON с их оборотами, что для скромной платформы репетиторов или домохозяек, вяжущих носки на заказ. Для одних такой штраф что слону дробина, а для других может стать причиной ликвидации бизнеса. Кроме того, сама вилка в определении размера штрафа ставит его плательщика в сильную зависимость от субъективного фактора – между 20 000 и 2 млн руб. разница, согласитесь, велика.

Это неизбежно заставляет нас вернуться к идее о необходимости классификации платформ в основном законе, ранее высказанной авторами законопроекта «О платформенной занятости». Нужно не стричь все платформы под одну гребенку, а ранжировать их по масштабам бизнеса и прописать для каждой категории свои нормативы.

Публичные обсуждения новшеств завершатся 19 декабря. Если законопроект о платформенной экономике станет законом, он вступит в силу 1 сентября 2025 г. Поправки о штрафах могут заработать через год после их опубликования в виде закона.

Нам в независимом профсоюзе «Новый труд» представляется необходимым искать ответы на вопросы, как укреплять трудовые отношения и одновременно обеспечивать работникам адекватную защиту (включая минимальную зарплату, приемлемое рабочее время и охрану труда). Кроме того, важно понять, как проводить работу по объединению работников с новыми формами занятости и представлению их интересов. Всех тех, кто находится за рамками трудовых отношений или занят в «неформальной» экономике. Вопросы платформенной занятости должны быть вынесены в отдельный закон, иначе вся социальная составляющая регулируемой сферы потеряется.