Инспекторами профсоюза «Новый труд» (НПНТ) была проведена серия инспекций в компаниях, предоставляющих курьерские услуги. Члены Независимого Профсоюза «Новый Труд» на протяжении февраля 2024 года работали на позициях курьеров на автомобилях в городе Москве.
Проводить инспекции в сфере платформенной занятости нас, профсоюз “Новый труд”, побудили прежде всего соображения общественной пользы – несколько подзабытая, но от этого не менее важная мотивация. Профсоюз существует для людей, и должен заниматься вопросами, которые интересуют людей, как членов профсоюза, так и тех, кто обдумывает своё вступление.
Причём идея о том, что сами самозанятые остановятся негласными инспекторами, принадлежит НПНТ. Многих людей в этой нише интересует, где условия труда наиболее приемлемые, какие проблемы и вопросы возникают при работе в той или иной компании, где самозанятого ждёт меньше всего сложностей и препятствий.
В итоге получается своего рода рейтинг платформ по степени дружественности к самозанятому работнику.
С другой стороны, профсоюз заинтересован и в улучшении условий труда на маркетплейсах. Задача инспекции не “подставить” площадку, а помочь ей стать эффективней, причём с точки зрения именно самозанятых.
Ну и третье: профсоюз – это люди, и привлечение самих работающих к процессу улучшения как условий их труда, так и улучшения работы маркетплейсов – важный шаг к реальной самоорганизации трудового процесса.
По результатам инспекций мы получили сравнительные характеристики, на основе которых инспектора составили рейтинг. В процессе учитывались комфортность работы, возможность заработать, график, условия труда и рентабельность (от 1 места до 5 места по нисходящей)
- ВкусВилл (прочитать про инспекцию)
Среди положительных моментов в компании наш инспектор отметил возможность хорошо заработать за один рабочий день, когда есть заказы (минусом является то, что бывают дни, когда заказов не очень много). Работа ведется из даркстора, не нужно ожидать своей очереди в машине. На крупных складах есть комплектовщики, адреса, по которым осуществляется развоз товара можно подобрать самостоятельно — недалеко друг от друга. Развоз осуществляется в одном районе (чаще всего в знакомом), поэтому в день можно успеть выполнить много заказов. Положительно отмечена компенсация за питание (пусть и небольшая), компенсация за медкнижку и компенсация налога. Можно договориться, если не сможешь в какой-то день выйти на смену, либо в течении дня отпроситься по своим делам и вернуться обратно. В целом, работа рентабельная и психологически не изматывает.
2. Озон (прочитать про инспекцию)
Инспекция в «Озон» была на машине компании. Самым тяжелым проверяющему показались многофункциональность — можно много времени потратить на самостоятельную комплектацию заказов. У ПВЗ бывают очереди из курьеров, теряется рабочее время. Не учитываются вес и объем заказов — помимо разгрузки в несколько заходов в ПВЗ, аналогично бывает и с заказами в квартиры (поскольку система устроена так, что покупателю для бесплатной доставки выгодно заказать как можно больше). То есть, так или иначе, весь день сталкиваешься с тяжелым физическим трудом и сильно устаешь. Склады, с которых начинается рабочий день, часто находятся далеко, тратишь много времени на дорогу на работу и с работы. График распланирован заранее. Положительный момент — минималка за смену все равно выше, чем в большинстве служб доставки.
3. Сбермагамаркет (прочитать про инспекцию)
Положительным моментом инспектора указали наличие выбора слотов от 1 часа, есть возможность заранее отменить смену, но только за определенный срок (иначе штраф). Есть компенсация за уплату налога. В первый же день всем обязательно выдают форму. Режим постоянного «тайминга» – где ты то получаешь бонус за скорость, то штраф за опоздание (не важно по каким причинам), психологически выматывает. Оплата за полный рабочий день средняя (по сравнению с другими службами доставки).
4. Достависта (прочитать про инспекцию)
Нет никаких собеседований и особых требований к водителю — график абсолютно гибкий, ты сам можешь контролировать вес, время, расстояние, часы работы. Огромный минус, по словам инспектора — нестабильность в плане заказов. Нет никаких компенсаций, техподдержка в спорных ситуациях всегда на стороне заказчика. Можно очень много времени и ресурсов потратить впустую, и за вычетом издержек получить копейки. Раздражает и высокая комиссия платформы.
5. Магнит (прочитать про инспекцию)
Инспектор посчитал работу в «Магните» самой нерентабельной и нервной. Очень плохо налажена работа приложения и техподдержки. Заказы недорогие, таймер не всегда адекватный. Нервная работа с минимальным заработком.
Ознакомиться со сводной таблицей, анализирующей итоги инспекции, можно ниже на нашем сайте или в прикрепленном PDF-файле
«OZON» | «Магнит-доставка» | «Сбермегамаркет» | «DOSTAVISTA» | «ВкусВилл» | |
Ссылка на инспекцию | https://новый-труд.рф/inspekcija-npnt-rabota-avtokurerom-v-ozon/ | https://новый-труд.рф/inspekcija-npnt-rabota-avtokurerom-v-magnite/ | https://новый-труд.рф/inspekcija-npnt-rabota-avtokurerom-v-sbermegamarkete/ | https://новый-труд.рф/inspekcija-npnt-rabota-avtokurerom-v-dostavista/ | https://новый-труд.рф/inspekcija-npnt-rabota-avtokurerom-v-sluzhbe-dostavki-vkusvill/ |
Документы | Паспорт, СНИЛС, ИНН, права категории В, стаж от 3 лет | Паспорт, СНИЛС, ИНН, права категории В, СТС | Паспорт, СНИЛС, ИНН, права категории В (стаж от 6 мес), СТС, медкнижка | Паспорт | Паспорт, СНИЛС, права категории В, СТС, медкнижка |
Гражданство | РФ и ЕАЭС | РФ и ЕАЭС | РФ и ЕАЭС | Не имеет значения | РФ (остальное решается в частном порядке через офис) |
Налоговый режим | Самозанятость/ИП | Самозанятость | Самозанятость/ИП | Желательна самозанятость (выше доход и больше заказов) | Самозанятость |
Собеседование, стажировка | Собеседование, обучение ПДД, стажировка с инструктором 1 день, проверка навыка вождения | Регистрация через приложение | Собеседование, устное обучение | Регистрация через приложение | Собеседование, 1 день стажировки |
График работы | 2/2, 3/3 – с 8.00 до окончания развоза | Слоты от 4 до 12 часов | Слоты от 1 ч до 12 ч | Слоты от 4х до 12 часов, есть возможность развозить одиночные заказы несколько раз в неделю | Смена 12 часов (с 8.00 или 9.00) |
Условия | Многофункциональность — водитель выполняет функции комплектовщика и грузчика, нет ограничений по весу и габаритам груза, оплата налога самостоятельно | Самостоятельный выбор зоны, в которой будешь работать. Высокая конкуренция среди курьеров. Приложение и геолокация плохо работают. Низкие бонусы за тяжелые заказы. Оплата бензина, связи, парковок, питания, налога за свой счет. Могут снять со смены из-за проблем приложения. | Есть возможность выбрать район, есть бонус за быструю доставку (и штраф за опоздание), официальный перерыв 5 мин раз в час, оплата бензина, связи, парковок, питания за свой счет. Возможен минимальный гарантированный заработок (200 руб. в час), есть компенсация за уплату налога. | Есть товары с выкупом, высокая конкуренция среди курьеров, часто есть простой из-за отсутствия заказов, оплата бензина, связи, питания, парковок, налога за свой счет, высокая комиссия платформы (от 30 до 70%) | Есть доплата за вес (от 50 кг) и за расстояние, самостоятельный выбор района, оплата за выполненные доставки (нет гарантированного заработка), связь, интернет и бензин за свой счет. Компенсируют уплату налога и дают небольшой бонус за питание (около 200 баллов на карту Вкусвилл) |
Штрафы | Присутствуют | Присутствуют | Присутствуют | Присутствуют | Неформально -снижают количество заказов, довоз (в случае ошибки) за своей счет |
Выплаты | Раз в две недели | Еженедельно | Еженедельно | Три раза в неделю | На следующий день |
Средний доход без издержек | Около 4-5 тыс руб за смену | Около 2-3 тыс за 12 часов | Около 4 тыс за 12 часов | От 2 до 4 тыс за 12 часов | От 2,5 тыс до 5,5 тыс за смену |
Добавить комментарий